22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.12.2021г. №0173314 МОУ Аргаяшская СОШ №2 в числе других образовательных организаций признана региональной инновационной площадкой в Челябинской области по направлению «Эффективные практики педагогической работы с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками»
Тема инновационного проекта школы: «Формирование читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих школьников с использованием текстов новой природы».
Цель – создание эффективной системы популяризации чтения с использованием текстов новой природы для формирования читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих школьников.
Задачи:
- обосновать положительное влияние использования текстов новой природы на повышение уровня читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих школьников;
- разработать, обосновать и апробировать в образовательной практике МОУ Аргаяшской СОШ №2 педагогическую систему популяризации чтения среди низкомотивированных и слабочитающих школьников с использованием текстов новой природы;
- обеспечить распространение авторской практики в региональной образовательной системе с использованием средств формального и неформального образования, информирования общественности о ходе реализации инновационного проекта;
- представить психолого-педагогическое обоснование эффективности педагогической системы популяризации чтения среди низкомотивированных и слабочитающих школьников в научно-прикладных публикациях;
- разработать и реализовать организационно-управленческие и педагогические механизмы, обеспечивающие устойчивое функционирование авторской педагогической практики;
- закрепить исключительные авторские права на педагогическую систему популяризации чтения среди низкомотивированных и слабочитающих школьников с использованием текстов новой природы.
Реализация инновационного проекта будет проходить с 2022 по 2024 годы и включает три этапа:
мотивационно-организационный (2022 год)
инновационно-эвристический (2023 год)
креативно-аналитический (2024 год).
Календарный план реализации инновационного проекта «Формирование читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих школьников с использованием текстов новой природы»
В установочном семинаре для региональных инновационных площадок участвовали директор школы Юлдашева А.Н., заместитель директора Рахимова М.В. Программа установочного семинара.
Разработано содержание, определены формы и методы внутриорганизационного обучения педагогических работников с целью обеспечения их оперативной готовности к осуществлению задач научно-прикладного проекта (апрель 2022 года).
Участие педагогических работников школы в региональном конкурсе "Новой школе - новые стандарты": Работа 1, Работа 2.
В рамках сотрудничества с АНО "Аргаяш-Медиа" учащиеся и педагоги размещают свои публикауии на страницах районной общественно-политической газеты "Восход". Ученики получают задания написать прозаические и поэтические сочинения небольшого объема свободной композиции. Цель - развитие творческих способностей детей, обогащение словарного запаса, формирование функциональной грамотности. Темы работ посвящены праздникам, памятным датам страны, экологии, природе. Дети пишут о своей семье, любимых домашних животных.
31 октября 2022 года в МОУ Аргаяшской СОШ №2 в рамках внутриорганизационного обучения педагогических кадров состоялся педагогический совет по теме «Формирование читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих школьников с использованием текстов новой природы».
Цель – создание эффективной системы популяризации чтения с использованием текстов новой природы для формирования читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих школьников.
Участники:
- педагоги-предметники школы,
- руководители ШМО,
- педагоги дополнительного образования,
- тьюторы,
- сотрудники школьного ИБЦ.
Директор школы Юлдашева А.Н. выступила с докладом по теме «Реализация регионального проекта «Формирование читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих школьников с использованием текстов новой природы».
Система тьюторства отражает новизну подходов в индивидуальной работе с обучающимися.
Тьютор школы Ермолина Е.А выступила с окладом «Роль тьютора по формированию системы работы с низкомотивированными и слабоуспевающими обучающимися»
Методическая работа педагогического коллектива по систематизации эффективных педагогических приемов в работе с разными категориями обучающихся была отражена в докладе «Использование текстов новой природы для формирования читательской грамотности у низкомотивированных и слабочитающих учащихся» заместителем директора по УВР Хомченко И.Н.
Обучающий семинар «Эффективные методы и приемы по формированию читательской компетенции у учащихся», проведенный в формате групповой работы заместителями директора по УВР Танеевой А.М и Хомченко И.Н. помог молодым специалистам и вновь прибывшим педагогам ознакомиться с эффективными практиками педагогов школы №2.
Далее руководитель ИБЦ Строзюк О.В. представила информацию о роли школьного ИБЦ в формировании читательских компетенций учащихся, также были озвучены результаты конкурса «Самый читающий класс».
Завершение педагогического совета прошло в формате «Круглого стола». Было принято решение педагогического совета о систематизации успешных практик педагогов по работе с низкомотивированными и слабочитающими учащимися и размещении методических материалов на сайте школы в разделе «Эффективные практики педагогов школы по формированию читательской грамотности и популяризации чтения».
3 ноября 2022 года в рамках внутриорганизационного обучения педагогических кадров для молодых педагогов МОУ Аргаяшской школы №2 был проведен обучающий семинар «Формула успеха». На семинаре присутствовали молодые специалисты, их наставники, администрация школы. Целью семинара стала работа по развитию профессиональной компетенции молодых педагогов, а также - ознакомление с эффективными практиками педагогов-стажистов.
Заместитель директора по УВР Танеева А.М. представила банк заданий по формированию функциональной грамотности у низкомотивированных обучающихся.
Заместитель директора по УВР Хомченко И.Н. провела практическое занятие по применению эффективных приемов по формированию функциональной грамотности на разных этапах урока.
Также молодые педагоги были ознакомлены с технологией создания персонального сайта.
- Публикации педагогов в сборнике материалов XXIII Международной научно-практической конференции.
- Юлдашева А.Н. Эффективные формы работы с родителями низкомотивированных и слабоуспевающих школьников. Научная статья.
- Хидиятуллина З. А., Гатиятова А. "Педагогическое наследие Ушинского". Научная статья.
- Валиулина М. Г. Внедрение современных технологий в работе с низкомотивированными учащимися на уроках музыки в разрезе собственной концепции оценивания учебной деятельности обучающихся. Научная статья.
1. Организована деятельность читательского Клуба "Кафе знаний"с использованием ресурсов информационно-библиотечного центра. Участники Клуба: низкомотивированные и слабочитающие учащиеся и их родители (законные представители). Дата проведения: 17.02.2023г. Место проведения: актовый зал. Занятия Клуба проходят 1 раз в месяц. Положение о читательском Клубе "Кафе знаний". План занятий Клуба.
2. Проведен обучающий семинар для родителей низкомотивированных, слабочитающих школьников и детей "группы риска" по теме "Роль родителей в профилактике вредных привычек детей". Дата проведения: 15.02.2023г. Место проведения: актовый зал. Организаторы мероприятия: социальный педагог, партнер образовательной организации МБУ ДО "ДЮЦ" (г. Челябинск). Программа мероприятия "Роль родителей в профилактике вредных привычек у детей".
3. 30 марта 2023 года был проведен педагогический совет по теме "Работа с разными типами низкомотивированных и слабоуспевающих школьников"
4. 04.04.2023 г. Участие в установочном семинаре по организации деятельности региональных инновационных площадок в 2023 году в ГБУ ДПО ЧИППКРО. В работе семинара приняли участие директор школы Юлдашева А.Н., замститель директора Рахимова М.В.
5. 28 апреля в школе проведен обучающий семинар для педагогических работников МОУ Аргаяшская СОШ №2 в рамках плана мероприятий, посвященных Году педагога и наставника.
«Фестиваль педагогических идей» - одна из инновационных форм самообразования педагога в системе внутришкольного повышения квалификации педагогических работников
6. 3 мая команды обучающихся (10,11классы), педагогов стали участниками интерактивной интеллектуальной игры «Адреналин. Тайны космоса» в рамках плана мероприятий, посвященных году педагога и наставника при содействии информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ)
7. В соответствии с Календарным планом проведен вебинар для руководителей и педагогических работников Челябинской области по теме "Использование эффективных практик педагогической работы с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками" 1 июня 2023 года.
8. 25 августа 2023 года проведен семинар для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области.
Тема семинара : Роль компонентов образовательной среды в развитии учебной мотивации слабоуспевающих школьников. продолжительность семинара - 1,5 часа. Количество участников - 123 человека из 10 муниципалитетов и городских округов Челябинской области.
9. Размещение информационных материалов о реализации проекта в СМИ.
Статьи специалистов , литературные и творческие работы обучающихся постоянно размещаются на страницах общественно-политической газеты "Восход" (зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области 24.04.2014г.)
10. 22 сентября 2023 года в рамках сотрудничества коллектив МОУ Аргаяшской СОШ №2 побывал в Челябинской областной универсальной научной библиотеке, которой в этом году исполнилось 125 лет.
Сотрудники библиотеки провели экскурсию по отделам библиотеки. Особый интерес вызвал отдел редких книг ЧОУНБ. О возможности читать книги на расстоянии гости узнали в отделе "Виртуальная библиотека".
Мы благодарны сотрудникам ЧОУНБ за теплую и содержательную встречу!
11. 22 сентября 2023 года коллектив педагогов школы посетил Южно-Уральскую книжную ярмарку Всероссийский литературный форум "Рыжий Фест".
Программа фестиваля включала творческие встречи с писателями, мастер-класс, круглый стол, интеллектуальные игры и др. Педагоги приобрели книги уральских писателей, поэтов, пообщались с авторами и взяли их личные автографы.
Книжная выставка - настоящий литературный праздник, вызвал большой интерес и оставил самые яркие впечатления!
12.
28 сентября 2023 г. группа педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2 принимала участие на форуме "Педагоги России: инновации в образовании". Форум проходил ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет ".
Форум открыл проректор по учебной работе Челгу Фёдоров В.Е. Деловая программа форума включала выступления, мастер-классы, презентации. Перед участниками форума выступали Токмянина М.А. - психолог, детский нейропсихолог; Скрипова Н.Е. - доктор педагогических наук; Карташова А.А. - преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики.
Темы мастер-классов: "Лечить или воспитывать?...", "Учебная мотивация", "Эмоциональное выгорание педагогов", "Взаимодействие с родителями по ФОП" и др.
Педагоги школы получили удостоверения о прохождении стажировки. Организация мероприятия, четкость, содержательность привлекла внимание педагогов. Они получили новые знания, позитивный настрой на психолого-педагогическую воспитательную работу со школьниками.
13. В соответствии с календарным планом РИП 29 сентября 2023 года состоялось занятие «Кафе знаний» для низкомотивированных и слабочитающих учащихся 5-ых классов и их родителей. Тема заседания «Любовь к чтению – залог усиленного обучения». Скрайбинг «Зачем нужно читать».
Родители узнали много интересного о том, как важно сегодня «Читать», как сделать, чтобы ребенок не просто читал по приказу, а делал это сам и с удовольствием. Родители познакомились с различными методиками семейного чтения, ответили на вопросы «как и зачем читать?», «связаны ли успехи в чтении с достижениями жизненного успеха?» и др.
Вспоминали случаи, когда в сложных жизненных ситуациях выручала книга. После всего прошел мастер-класс «Скрайбинг и книга»
В конце мероприятия семьи показали примеры своих работ на тему «Чтение! Это важно?»
14. 30 сентября в МОУ Аргаяшской СОШ №2 проходил Чемпионат по интеллектуальным играм среди школьников «Формула интеллекта». Организаторами чемпионата являются АНО «Информационный центр атомной отрасли», АНО «Энергия Будущего», УО «Национальный детский технопарк». Цели проведения чемпионата связаны с созданием условий для формирования интеллектуально развитой и коммуникативной личности. В школе проходил региональный этап чемпионата.
В интеллектуальной игре принимали участие три команды, в составе сборных команд были учащиеся 9-11 классов. Развернулась напряженная интересная игра между командами: «Эрудиты», «Знатоки», «Умницы и умники». По условиям игры вопрос озвучивается только 1 раз и на обдумывание ответа отводилась минута. Вопросы были из разных областей знаний , в том числе на знание художественной литературы. Игра требовала от участников собранности, креативности , сообразительности, коммуникативности, настойчивости.
Победу в игре одержала дружная команда «Знатоки».
Участники игры признались, что игра полностью их захватила, потребовала напряжения сил, мозгов, прилива адреналина, интереса и мобильности.
Интеллектуальная игра для старшеклассников организована и проведена заместителем директора по учебной работе, учителем физики Хидиятуллиной З.А. Ведущая игры – педагог дополнительного образования Коршак С.В.
Интеллектуальные и развивающие игры сегодня востребованы, они развивают у обучающихся познавательный интерес к изучению художественной, научно-познавательной литературы, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению.
15. Театральный коллектив «Фантазия» МОУ Аргаяшской СОШ №2 стал победителем регионального конкурса буктрейлеров по пьесам А.Н. Островского, лауреатом I степени регионального этапа Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, победителями отборочного федерального тура. Коллектив приглашен в Москву на финал с 30.10.2023 по 3.11.2023 г.
Поздравляем коллектив школьного театра и руководителя Коршак Светлану Владимировну!
16. Разработана научная статья по теме "Методика формирования читательской грамотности у слабочитающих младших школьников: аспекты применения текстов «Новой природы»". (А.Н. Юлдашева)
18. 10 ноября в начальной школе МОУ Аргаяшской СОШ№2 прошло открытие месячника Читательской грамотности (одного из компонентов функциональной грамотности), в рамках Интеллектуального Марафона.
Куратор месячника, учитель начальных классов Бачурина Н.В., познакомила ребят с планом мероприятий.
Школьники в течение месяца будут работать в Творческой Мастерской, осваивая технологию создания разных видов текстов новой природы (ТНП), которые способствуют созданию ситуации успеха для низкомотивированных и малочитающих учащихся.
Также ученикам 1-4 классов предстоит много интересных испытаний по развитию читательской грамотности у младших школьников: литературные квесты и викторины, конкурс чтецов и выставки рисунков по любимым книгам, создание текстов новой природы и сочинение собственных заметок для школьной газеты.
А школьный пальчиковый театр (рук. Коршак С.В.) обязательно посетит каждый класс с мини-постановкой о пользе чтения.
Также в течение месяца учащиеся 1-4 классов примут участие в мониторинге уровня сформированности читательской грамотности.
19. Разработана научная статья по теме "Оценочный материал по учебному предмету "Английский язык" для 7 класса по теме "Making music" на проверку функциональной (читательской) грамотности в условиях обучения слабомотивированных учащихся" (Шувалова А.В.)
20. 16 ноября 2023г на базе школьного ИБЦ МОУ Аргаяшской СОШ№2 для низкомотивированных учащихся 4-х классов был проведен мастер-класс по созданию интеллект-карт.
Учитель химии Кусанова А.Ю познакомила ребят с технологией создания интеллект-карт, с возможностями применения данного текста новой природы для подготовки домашнего задания по всем предметам.
Интеллект-карты помогают структурировать информацию. Используя их, как опорный конспект, ребята могут увереннее себя чувствовать на уроке и получать хорошие оценки.
12 октября 2018 г в соответствии с Календарным планом РИП был проведен модульный курс для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организации Челябинской области по теме "Методические особенности содействия школьникам в освоении стратегий успешного чтения".
В модульном курсе приняли участие 25 чел
Программа модульного курса
«Методические особенности содействия школьникам в освоении стратегий успешного чтения»
Дата проведения 12 октября 2018 г.
№ п/п
Тема
Выступающий
Каб.
время
1.
Регистрация, завтрак
Рахимова Марина Владимировна, заместитель директора по ВР
108 каб
9.00 – 10.00
2.
Открытие модульного курса
Юлдашева Альфира Нургалеевна, директор
Актовый зал
10.00 – 10.05
3.
Просмотр видеоролика о школе
Актовый зал
10.05 – 10.15
4.
Роль стратегий успешного чтения в развитии читательской деятельности обучающихся
Юлдашева Альфира Нургалеевна, директор
Актовый зал
10.2
5 – 10.35
5.
Новые формы работы информационно-библиотечного центра в проекте продвижения чтения
Строзюк Ольга Валентиновна, педагог – библиотекарь
Актовый зал
10.55-11.05
6.
Использование стратегий успешного чтения на уроках гуманитарных дисциплин
Танеева Альфия Марсовна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания
Актовый зал
10.35 -10.45
7.
Развитие инновационного проекта по чтению в воспитательном пространстве школы.
Рахимова Марина Владимировна, заместитель директора по ВР
Актовый зал
10.45-10.55
8.
Перерыв
11.05-11.15
9.
Театральное представление
«Как хорошо уметь читать»
Ферингер Альфия Ниргалеевна, социальный педагог
Актовый зал
11.15 – 11.30
10.
Литературное путешествие в страну «Читайка»
Строзюк Ольга Валентиновна, педагог-библиотекарь
Актовый зал
11.30-12.30
11.
Обед
Столовая
12.30-13.00
12.
Урок чтения 3 класс
Ф. И. Тютчев. Листья.
Пыхтина Наталья Николаевна, учитель начальных классов
каб 216
13.00-13.45
13.
Урок литературного чтения.
Люблю природу русскую. Осень. 2 класс
Каюмова Гульфия Тимергазиевна, учитель начальных классов
каб 104
13.00-13.45
14.
Приемы смыслового чтения на уроках литературы. Мастер-класс
Фатхутдинова Айгуль Гарифовна, учитель русского языка и литературы
каб 327
13.55-14.40
15.
Урок английского языка «Моя семья» 6 класс
Шувалова Анна Владимировна, учитель английского языка
Создание информационно-библиотечного центра (далее – ИБЦ) в школе – это этап в развитии и интеграции школьной библиотеки в единое информационное пространство школы, обеспечивающее у учащихся достижение результатов, запланированных в образовательной программе.
Мы создаем модель ИБЦ, обладающей функцией развития культуры смыслового чтения. Особенности ИБЦ сельской школы будут заключаться в использовании в содержании деятельности краеведческой, патриотической тематики. В образовательный процесс ИБЦ будут включаться жители села.
Мотивировать ребенка к чтению – это значит продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом. Ведь чтение – это несчетные миры, это увлекательный способ изменить себя.
Мотиватор – это вдохновляющая на что-то картинка, стимулирующая на действие или какое-то изменение.