Работать вместе есть успех!
Время летит стремительно. Вот и в декабре 2020 года заканчивается реализация нашего инновационного проекта «Развитие культуры успешного чтения у обучающихся». За три года коллективом школы проведена большая, интересная, захватывающая работа.
Учитель – основной субъект, призванный решить задачи инновационного проекта. Именно участие всего педагогического коллектива может обеспечить успех любого дела. Развитие у обучающихся культуры чтения, приобщение их к чтению мы рассматривали как общепедагогическую задачу школы.
Участие в федеральном, региональном конкурсе – это ответственность и огромная работа. Как используются грантовые деньги, как выполняются заявленные мероприятия, проверяют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Челябинской области.
В рамках региональной инновационной площадки мы каждый год заключали с Министерством образования и науки Челябинской области соглашение. Его составной частью был Календарный план мероприятий. Этот План должен быть выполнен в полном объеме, а в ноябре на конференции должен быть представлен отчет руководителя перед экспертами. Если план выполнен плохо, не в полном объеме, или отчет не соответствует, то площадка просто выбывает, и школа перестает получать деньги из Министерства.
Надо сказать, что мы с честью выполняли все мероприятия и федеральной инновационной площадки, и региональной инновационной площадки. Никто бесплатных денег не дает. Деньги в обмен на обязательства. Помощь со стороны ГБУ ДПО ЧИППКРО есть, но она методическая. 98% работы приходилось делать самим.
Что такое вебинар? Как разработать программу вебинара, практико-ориентированного семинара, подготовить статью для журнала с индексом ВАК или РИНЦ? Что такое тексты новой природы, информационно-библиотечный центр, открытая библиотека, стратегии чтения, заключение соглашений, базовая площадка, проектное управление?
Как все успеть? Как сделать? Приходилось учиться на ходу, учились целыми группами. День за днем учились делать то, чего раньше не делали, и выполнили все задачи проекта.
На вебинаре школы федерального уровня, когда подключаются педагогические организации субъектов РФ, в 2018 году выступило 7 педагогов: Альмухаметова А.Ф., Гарипова Э.У., Леднева Е.Г., Маркина Е.Н., Перевозчикова Л.А., Сайфуллина Д.Ф., Хайбуллина Л.Р. Наши коллеги тщательно готовились, ведь это был их первый опыт, и они отлично справились с поставленной задачей. Выступление школы было засчитано одним из лучших.
Также успешно прошли последующие наши региональные вебинары для педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ Челябинской области. Яркие, содержательные выступления получились у педагогов: Пыхтиной Н.Н., Каюмовой Г.Т., Гизатулина Э.С., Обуховой А.В., Танеевой А.Р., Хасанова В.С., Строзюк О.В. (2019 год); Хидиятулиной З.А., Малёвой Д.В., Камаевой Ж.А., Ферингер А.Н., Абдуллиной К.А., Зайцева А.Е. (2020 год).
Региональный вебинар в ГБУ ДПО ЧИППКРО
|
Свой опыт работы по реализации инноваций педагоги школы показывали также на обучающем семинаре «Методические особенности содействия школьникам в освоении стратегий успешного чтения». Гостями школы стали педагоги из различных муниципальных и городских округов. Заместители директора Гизатулин Э.С., Танеева А.М., Рахимова М.В. выступили с докладами. Во второй части семинара педагоги Каюмова Г.Т., Пыхтина Н.Н., Шувалова А.В., Ферингер А.Н., Строзюк О.В., Танеева А.Р., Фатхутдинова А.Г. показали великолепные открытые уроки и воспитательные мероприятия.
В этом году также был записан в режиме офлайн практико-ориентированный семинар. Участие приняли: Максимова Г.В., Смесова Г.Н., Бачурина Н.В.
По просьбе администрации одной из школ Сосновского района учителя начальных классов под руководством заместителя директора по УВР Пыхтиной Н.Н. провели очный Межрегиональный семинар. Приехали коллеги из Сосновского, Кунашакского, Учалинского (республика Башкортостан) районов и учителя МОУ Байрамгуловской СОШ. Педагог Альмухаметова А.Ф. провела мастер-класс, как использовать текст новой природы «облако слов» на всех этапах урока, а также во внеурочной деятельности. Багдасарян С.Р. на практике показала, как можно создавать с обучающимися буктрейлеры. Гостям были продемонстрированы открытые уроки Каюмовой Г.Т., Хайбуллиной Л.Р., Ральниковой Е.Г., Строзюк О.В.
Обязательная составляющая любого проекта – создание методических рекомендаций по теме инновационной площадки. Каждая творческая группа представила свой сборник методических материалов. Интересный опыт использования текстов новой природы в урочной и внеурочной деятельности описали: Гарипова Э.У., Шувалова А.В., Шафикова З.З., Кадермятова А.М., Нурмухаметова Д.Г., Валиуллина М.Г., Скобеюс М.А., Фатхутдинова А.Г., Багдасарян С.Р., Пыхтина Н.Н., Валишина М.А., Хисамитдинова Г.Т., Танеева А.Р., Перевозчикова Л.А., Маркина Е.Н., Хасанов В.С., Танеева А.М., Альмухаметова А.Ф., Сайфуллина Д.Ф., Каюмова Г.Т., Строзюк О.В., Бачурина Н.В.
Специалисты региональной, федеральной инновационных площадок должны участвовать в научно-практической конференциях, семинарах и публиковать статьи. В сборниках конференций опубликованы статьи педагогов Строзюк О.В., Асеновой А.Х., Валиуллиной М.Г., Рахимовой М.В., Скобеюс М.А.
Много потрудиться по разработке научных статей в журнале с индексом ВАК и РИНЦ, править статьи учителей, их выступления пришлось и директору школы.
Кроме этого, в конце каждого года региональная инновационная площадка должна представить продукт деятельности – практико-ориентированный материал. Так школой в 2019 году подготовлен Каталог текстов новой природы, в 2020 году – методический материал «Практика организации и проведения читательских проектов в школе», которые вошли в сборник ГБУ ДПО ЧИППКРО.
Наша школа стала не только региональной (2017 – 2020 годы), федеральной (2018 год), базовой (2019 год) инновационной площадкой, но и, по итогам работы, стажировочной площадкой, а это повышение требований к школе. Отбор школ проходил на конкурсной основе. Решиться на участие в конкурсах было нелегко, возникали сомнения, но всегда была поддержка начальника Управления образования Сафиуллина Ильяса Тимирбулатовича и его заместителя Ахмедьяновой Лилии Зиннатовны.
Как базовая площадка, мы участвовали в конкурсе «Новой школе – новые стандарты». Материалы на конкурс представили педагоги: Юлдашева А.Н., Хидиятулина З.А., Пыхтина Н.Н., Перевозчикова Л.А., Сайфуллина Д.Ф., Скобеюс М.А., Камаева Ж.А., Кунакбаев А.Б.
Также участвовали и побеждали в областных конкурсах социальной рекламы. Участвовали в конкурсах «Лучший библиотекарь», «Лучший информационно-библиотечный центр» и др.
Как стажировочная площадка разработали программу стажировки, прошли конкурс и провели стажировки. Всего было проведено 18 шестичасовых вебинаров для 9 групп общеобразовательных организаций субъектов РФ. По программе стажировки выступили Рахимова М.В., Гизатулин Э.С., Пыхтина Н.Н., Танеева А.М. С опытом работы выступили педагог-библиотекарь Строзюк О.В., педагог дополнительного образования Асенова А.Х., программист Кунакбаев А.Б.
В ходе инновационной деятельности педагоги овладели современными стратегиями чтения и стали их применять образовательном процессе. Разрабатывали тексты новой природы и этому обучали своих учеников. Творческая группа педагогов создала студию текстов новой природы, фонд которой наполняется все новыми работами педагогов и обучающихся.
Педагогами созданы буктрейлеры. Например, учитель английского языка Сафиуллина З.Ф. создала со своими учениками игровой буктрейлер по произведению М. Твена «Приключения Тома Сойера» на английском языке. Классный руководитель Рахимова М.В. со своими воспитанниками создали буктрейлер по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Были разработаны новые практики - мотиваторы чтения, механизмы открытой библиотеки «буккроссинг», реклама, работа с книгами нового формата и др.
Педагог дополнительного образования Асенова А.Х. предложила новые формы проведения мероприятий – это и театральные батлы, квесты, виртуальный музей, «музей в чемодане», использование «спилс-карты» и др. Каждое мероприятие, проведенное педагогом, рассматривается в школе как особое событие.
Победители общешкольного конкурса по сборке СПИЛС-карты Федерального проекта «Знаю Россию»
|
Таким образом, работа способствовала повышению профессионализма наших педагогов, раскрытию их педагогического потенциала. Коллектив убежден, что процесс формирования культуры успешного чтения не заканчивается с окончанием проекта, а должен расширяться и развиваться. Ведь чтение обеспечивает и высокое качество обучения, и воспитание положительных качеств личности ученика.
Видеопостановка по роману А. Фадеева «Молодая гвардия»
|
Ветераны педагогического труда
|
Информационно-библиотечный центр школы
На самом деле наш инновационный проект был направлен на создание информационно-библиотечного центра. В соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования во всех школах должны появиться такие центры вместо традиционных библиотек. Конечно, создание информационно-библиотечного центра – не самоцель, главное – содержание его деятельности, его развивающая, образовательная миссия.
Мы создали свою модель информационно-библиотечного центра, приоритетное направление – развитие инфраструктуры чтения. Главное в деятельности – это ориентированность на читателя, пользователя, создание для него теплой, комфортной атмосферы.
В своей библиотеке мы поменяли все: стеллажи, шкафы, оборудование; убрали тяжелую стационарную мебель. Вместо этого – легкая, удобная мебель, столы-трансформеры для групповой работы, моноблоки, сенсорный стол, проектор, экран, планшеты, фотоаппараты.
В библиотеку приобретена совершенно новая литература: кроме классических книг, книги нового поколения – графические романы, комиксы, интерактивные книги, виммельбухи, книги-гляделки, а также книги для подростков современных российских и зарубежных писателей. Некоторые книги купили по просьбе самих учащихся, родителей, педагогов. Всего за этот период в библиотек поступило более 1000 книг. Книги у нас не лежат, они расходятся по рукам, передаются, рекомендуются. А центр стал самым посещаемым местом учащимися.
Новый статус библиотеки требует изменения работы педагога-библиотекаря. Сейчас педагог-библиотекарь должен быть мобильным, разбираться во многих вопросах и обучать детей здесь и сейчас. Нашему педагогу-библиотекарю Строзюк О.В. приходилось проявлять старание, силы, умения в процессе модернизации библиотеки. Но цели достигнуты, и Ольга Валентиновна испытывает гордость, что все получилось. Поистине, только идущий осилит дорогу.
Увлеченность работой, постоянное чтение, познания в современной литературе позволяют Ольге Валентиновне искать новые эффективные формы взаимодействия с читателями. При этом она предпочитает индивидуальный подход к юным читателям. Для старшеклассников, увлеченных чтением в удовольствие, она создала клуб читателей. На первое же заседание ребята принесли свои любимые книги, рассказали, почему их книга должна быть прочитана. Решили впредь обмениваться своими книгами. А для учащихся начальной школы Ольга Валентиновна реализует проект «Читательский марафон».
Чемпионат Читателей Челябинской области
|
Наш школьный информационно-библиотечный центр будет развиваться, его ресурсы активно используются на уроках педагогами, в проектной и внеурочной деятельности.
Флагман инновации
В начальной школе трудятся 13 педагогов. Всегда повторяю, это фундамент любой школы, педагоги начальной школы – труженики. Именно они с энтузиазмом восприняли идеи проекта и стали флагманом в приобщении детей к чтению. Вспомнили и применили творчески традиционные методики – уголки чтения, внеклассное чтение, пятиминутное чтение перед каждым уроком, инсценирование и театрализация; и новые практики: портфолио читателя, волонтеры чтения, буктрейлер, лэпбуки, реклама книги, создание комиксов, облако слов и др.
В свои читательские проекты они вовлекли и родителей учащихся. Ни одно читательское мероприятие в начальной школе не проходит без участия родителей. Родители поддерживают своих педагогов и считают, что для хорошей учебы их детей лучше книги, чем гаджеты.
Педагоги начальной школы Багдасарян С.Р., Максимова Г.В., Брусянина Д.А., Хайбуллина Л.Р., Пыхтина Н.Н., Альмухаметова А.Ф., Бачурина Н.В., Валишина М.А., Нурмухаметова Д.Г., Букина К.А., Каюмова Г.Т., Гимаева О.Г., Ральникова Е.Г. добиваются высоких результатов в формировании читательской культуры своих воспитанников. В конкурсе лучших читающих классов именно классы начальной школы одерживают победу.
Третий год в начальной школе реализуется программа «Успешное чтение». Во внеурочной деятельности ведутся занятия внеклассного чтения, в классах имеются свои библиотечки.
Участие родителей
Родители – полноправные участники образовательных отношений. Поэтому школьный проект затрагивает и их интересы.
Родители учащихся принимали участие в конкурсах «Самая читающая семья», «Лучшая реклама книги», «Читающая мама». Вместе со своими детьми готовили содержательные ролики, помогали в проведении классных читательских мероприятий. Они сами читали вместе с детьми, писали отзывы на прочитанные книги. Многие родители серьезно отнеслись к нашей акции «Каникулы с книгой», помогали находить нужную литературу и контролировали их чтение.
Команды родителей совместно с командами старшеклассников были участниками интеллектуального литературного конкурса, различных литературных конференций. Если попросить классных руководителей назвать самых активных родителей нашего проекта, они назовут несколько десятков. А мы назовем в статье самых активных: Стрижова А.Ю., Патрушева А.С., Зайцева А.В., Якупова Р.В., Тажитдинова А.Н., Мажипова Л.М., Хазырова Г.С., Нурмухаметова А.Р., Лукьяненко В.В., Сунарсина А.М., Зимина А.В., Черепанова О.А. Большая благодарность родителям наших учеников!
Юлдашева А.Н.,
директор МОУ Аргаяшской СОШ №2
Коллектив педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2
|