poloska

Условия реализации ООПНОО

Условия реализации ООП НОО

 
Муниципальное учреждение Аргаяшская средняя общеобразовательная школа №2 является образовательным учреждением, ориентированным на работу с обучающимися,  проживающими в поселке сельской местности, а так же обучающимися проживающими в других близлежащих селах района, обладающими разной степенью готовности к обучению. Из 257 учащихся - 50 детей воспитываются в неполных семьях, что составляет 19% от общего количества учащихся, 6 детей из неблагополучных семей, 5 детей – опекаемые. 33 учащихся из многодетных семей. На педучете состоит 6 учеников, находятся в социально – опасном положении 9 учащихся. Состояние здоровья ребенка -  Анализ состояния здоровья учащихся показал, в  этом году в первый класс из 73 первоклассников пришло 20 (29 в прошлом году) детей с хроническими заболеваниями , это составляет 37%. Если в прошлом году учащиеся начальной школы с хроническими заболеваниями  составляли 74% учащихся, то в этом году их уже 95%, что на 21% больше.

Примерно 80%  первоклассников приходит в школу после дошкольных учреждений, и 20% детей находящихся на домашнем воспитании. Но чаще всего развитие учащихся и их уровень подготовке к школе мало чем отличается от уровня детсадовских детей. Первоклассники часто приходят в школу не готовыми к обучению.   Навыки учебного труда дошкольника не соответствуют требованиям для обучения их  в школе. Исходя из этого, школа организует специальные занятия для будущих первоклассников, осуществляет дифференцированный подход в обучении школьников, организует индивидуальные занятия. Наполняемость классов высокая 25 – 30 человек.

Занятия в школе проводятся в две смены. Режим работы школы- шестидневная рабочая неделя. Шестой день – развивающий:  факультативы,  кружки, спортивные секции, индивидуальная и групповая работа. 

Дети из неблагополучных семей, многодетных семей по мере возможностей обеспечиваются бесплатными учебниками из школьной библиотеки, и бесплатным питанием.

Кадровые условия реализации программы.

Для реализации основной образовательной программы  школа полностью обеспечена кадровым составом.  В начальной школе  работает 19 учителей и один воспитатель продленной группы.  Уроки математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и труда ведут учителя начальных классов. Такие предметы, как  физическая культура, иностранный язык, музыка, ритмика ведут специалисты – предметники.

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, ежегодно проходя аттестацию на квалификационную категорию.

Реализацию ООП НОО обеспечивают 7 учителей-предметников, преподающих иностранные языки, музыку, физическую культуру,  , организующих внеурочную деятельность.

В начальной школе функционирует 13 классов комплектов. Количество учащихся в классах составляет в среднем 25 учеников

Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МОУ АСОШ №2 имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, социальный педагог, воспитатель ГПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

Состав и квалификация педагогических кадров МОУ АСОШ №2.

Высшее педагогическое образование имеют 68% педагогических работников, средне-специальное 32%,  высшую квалификационную категорию имеют 40%, первую — 50%.

Финансовые условия реализации программы.

Нормативное подушевое финансирование реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего  образования является гарантированным минимально допустимым объемом финансовых  средств  на реализацию ФГОС начального общего  образования

(в части оплаты труда и учебных расходов) в год в расчете на одного  ученика.

 

Параметры

Человек/Суммы (руб)

1.

Общее количество  учащихся  начальной школы

309 человек

2

Педагогический  персонал

20 человек

3.

Норматив на одного ребенка в год

12000

4.

Общий  фонд оплаты труда:

-  базовая  часть ФОТ:

-  специальная  часть ФОТ:

-  стимулирующая  часть  ФОТ

1685,9 тыс

785,5 тыс

280,0 тыс.

620,8 тыс.

5.

Учебные  расходы

9,3 тыс.

6.

Расходы на  повышение  квалификации педагогов  образовательного учреждения

24,5 тыс.

Ежегодный объём финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета. Используется бюджетное финансирование. Необходимое дополнительное финансирование для ресурсного обеспечения данной образовательной программы учитывается при формировании бюджета на текущий год.

Финансовая политика МОУ АСОШ №2 обеспечивает необходимое качество реализации основной образовательной программы.

 Материально-технические условия реализации программы.

МОУ АСОШ №2 располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в МОУ АСОШ №2 оборудовано: 2 кабинета информатики, кабинет ручного труда, оборудован спортивный зал, приобретён новый спортивный инвентарь, оборудованы рабочие места учителей, обновлена и дополнена медиатехника, обновлён и пополнен библиотечный фонд, обновлено и пополнено программно-информационное обеспечение, создан методический кабинет. Имеется выделенная интернет-линия, разработан собственный сайт.

МОУ АСОШ №2 располагает комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС.

Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребёнка, и комфортные санитарно-гигиенические условия.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.

Для реализации образовательной программы начальной школы в МОУ АСОШ №2 используется комплекс интерактивных средств обучения  и обучающие программы по  предметам.

Система учебников для начальной школы «Школа России»

№/п

Название  техники

Количество, шт.

1.

Стационарные  компьютеры

2

2.

Мобильные компьютеры (ноутбуки)

3

3.

Принтеры

1

4.

Мультимедийные  проекторы

4

5.

Экраны

2

 

 Мультимедийная  библиотека

№/п

Название  цифровых  образовательных  ресурсов

Учебный предмет

Издатель, год выпуска

1.

Новая  начальная школа

Русский язык, математика, окружающий мир, обучение грамоте

ЗАО «Образование-Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г

 

Учебно-методические условия.

Для реализации программы используются учебники, рекомендованные Минобрнауки РФ

Учебно-методическое обеспечение ООП включает в себя учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.

Система учебников для начальной школы «Школа России»

Автор

Название учебного пособия

Издательство

Горецкий В.Г.

Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.

Азбука

Просвещение

2011

Зеленина Л.М.

Хохлова Т.Е.

Русский язык

Просвещение

2011

Горецкий В.Г.

Федосова Н.А.

Прописи к русской азбуке

Просвещение

2011

Климанова Л.Ф.

Горецкий В.Г.

Голованова М.В.

Литературное чтение

Просвещение

2011

Моро М.И.

Степанова С.В.

Волкова С.И.

Математика

Просвещение

2011

Плешаков А.А.

Окружающий мир

Просвещение

2011

Плешаков А.А.

Рабочая тетрадь

Просвещение

2011

Критская Е.Д.

Музыка

Просвещение

2011

Неменский Б.М.

Изобразительное искусство

Просвещение

2011

Лях  В.И.

Физическая культура

Просвещение

2011

 

Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2011/2012 учебный год.

Главными особенностями системы «Школа России» являются приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Усовершенствованная система отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.

Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, художественный труд, ОБЖ, информатика и иностранные языки.

Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.   

В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.

 Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.

Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в комплект включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.

 В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.

В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.

Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем и с помощью схематических чертежей.

Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.

 Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы «Школа России».

Развивая систему учебников «Школа России», издательство «Просвещение» выпускает красочные демонстрационные таблицы.

Их цель — помочь детям быстрее усвоить учебный материал, а учителям облегчить процесс объяснения. К существенным преимуществам демонстрационных таблиц относятся:

- авторами-составителями демонстрационных таблиц являются авторы соответствующих УМК;

- комплекты плакатов соответствуют конкретному учебному курсу, снабжены методическими рекомендациями и интегрированы в методическую систему комплекса;

- комплекты выпускаются в удобной для транспортировки и хранения индивидуальной упаковке (боксе).

Система учебников для начальной школы «Школа России» успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.

Для обучения детей младшего школьного возраста отведено семь основных кабинетов, которые соответствуют требованиям для организации учебного процесса. Температурный режим и освещение в этих кабинетах соответствует санитарной норме.  Обучение проводится в две смены: первая с 8.00, вторая смена – 13.00. Кабинеты оснащены современной мебелью, которая регулируется под рост ребенка. Количество посадочных мест в каждом кабинете – 30. Имеется демонстрационный и дидактический материал.  В  кабинетах имеется АРМ учителя, и музыкальный центр. Кабинеты оформлены классными уголками, уголками природы. Имеются шкафы для раздевания и тумбы для хранения сменной обуви.

В начальной школе приоритетным являются образовательная, воспитательная, оздоровительная, развивающая функции.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

-с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

-освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

-формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;

-взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

-изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Учителями начальной школы успешно внедряется в практику разноуровневое, дифференцированное  обучение, групповая форма работы, большое внимание уделяется на уроках индивидуальной работе со слабыми учащимися, с ними же проводятся дополнительные занятия по предметам. Продолжается работа по   здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается их года в год  и наша задача сохранить его на том уровне, на котором оно было, когда ребенок пришел в школу. Технологию игровых методов обучения  активно внедряют в свою практику учителя первых и вторых классов, продолжая применять ее в дальнейшем обучении детей. Находят место в практике учителей школы первой ступени и такие современные технологии, как  проблемное обучение, исследовательские  методы обучения,  обучение в сотрудничестве. Стали осваивать в этом учебном году метод проектов.

В образовательной программе представлены программы  учебных предметов входящих в учебный план начальной школы, которые включают в себя и разделы по формирования универсальных учебных действий, работа с информацией. Имеется программа духовно-нравственного развития, воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

В образовательном процессе педагоги школы используют и планируют использование музейное и историческое пространство школы, поселка, района, области.  Много внимания уделяют развитию национальной культуре народов населяющих район и поселок. Используют материалы музея школы и района.

Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП НОО.

Для создания полноценных условий реализации ООП НОО в МОУ АСОШ №2 необходимо обеспечить на 100% кабинеты начальных классов АРМи учителя, для возможности использования на уроках электронных учебников, а так же подключить к интернет-сети, для возможности использования электронных журналов и дневников. Для более разнообразного питания школьников необходимо приобрести  дополнительное технологическое оборудование для кухни. Для более высокого и качественного медицинского обслуживания необходим медицинский инвентарь и оборудование в комнату для осмотра детей.

Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий

Для достижения целевых ориентиров в системе условий необходимых для реализации ООП НОО используются возможности сотрудничества с социальными партнерами, спонсорами, а так же программа по модернизации общего образования.

СЕТЕВОЙ ГРАФИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ НЕОБХОДИМОЙ СИСТЕМЫ УСЛОВИЙ.

Приобретение оборудования

п/п

Наименование оборудования

количество

Финансирование

в руб

Учебно-лабораторное оборудование

1.

Лабораторное оборудование по физике

10

30000

2.

Лабораторное оборудование по химии

10

50000

3.

Лабораторное оборудование по биологии

12

70000

4.

Ученическая мебель

30

95000

5.

АРМ учителя

3

60000

6.

Цифровые образовательные ресурсы

10

25000

Учебно-производственное оборудование

1.

Инструменты (мальчики)

22

45000

2.

Швейное оборудование

6

60

3.

Оборудование для уроков по разделу «Кулинария»

15

55000

Спортивное оборудование и инвентарь

1.

Спортивное оборудование

60

120000

2.

Спортивный  инвентарь

24

220000

Компьютерное оборудование

1.

Компьютеры

10

150000

2.

АРМ учителя

4

95000

3.

Интерактивные доски

1

45000

4.

МФУ, копировально-множительная техника, принтеры

2

10000

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

1.

Медицинская мебель

5

100000

2.

Инструменты

11

20000

3.

Медицинский инвентарь

10

20000

Оборудование для школьных столовых

1.

Мебель для столовых

60

250000

2.

Технологическое  оборудование

4

110000

 

Развитие школьной инфраструктуры

1.

Спортивный зал

1

145000

2.

Кровля

1

50000

3.

Система отопления

1

60000

4.

Система канализации

1

50000

5.

Противопожарные мероприятия

 

45000

 

Контроль за состоянием системы условий

В ходе создания системы условий реализации ООП НОО проводится  мониторинг  с целью ее  управления. Оценки подлежат: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технических условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов) ОУ. Для такой оценки  используется определенный набор  показателей и индикаторов.

Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса

Образовательное учреждение предусматривает преемственность  методов и форм организации дошкольного и начального общего образования  за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО

          ООП НОО МОУ АСОШ №2 учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:
*   с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
*   с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
*   с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
*    с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
*  с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
*   с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
*    центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
*    развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик ООП учитываются  психологические особенности нашего контингента.  Для обеспечения и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности, учителями начальной школы выбраны условия и методики обучения, учитывающие существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальное различие их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышлении, речи, моторики и т.п., связанные с возрастными психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Учет специфики возрастного психофизического развития

ООП предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося  (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями развития), выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Высокая степень дифференциации заданий и их количества позволяют нашим обучающимся работать в условиях своего актуального развития и создают возможности индивидуального продвижения вперед. 

Работа с одаренными детьми  будет осуществляться в различных формах урочной и внеурочной деятельности. Это дифференцированная и  индивидуальная работа с сильными учащимися по отдельным предметам, подготовка к олимпиадам, организация проектной деятельности. Для развития творческих способностей - организация кружков танцевальных, хоровых, вокальных. Кроме  планируемой работы внутри школы, будет осуществляться развитие способностей учащихся при помощи дополнительного образования: музыкальной школы, школы Искусств, Дома Творчества, спортивных секций в ДЮСШ.

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности  педагогических и административных работников, родителей

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. В нашей школе существуют свои  варианты сопровождения: профориентационные классы,  психолого-медико-педагогические комиссии, работа социального педагога). Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей - представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка  требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
                 Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению должен владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции,  обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Для этого организуются дистанционные курсы педагогов и администрации, методические объединения учителей организуют работу по самообразованию.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Школа  - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и, реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.

Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это создание условий профессионалами школы, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности.

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогичес­ких знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания,

Когда говорят о родительской  компетентности, имеют в виду компетентность, под которой понимают.
­            -знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности;
­            -интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей;
­            -интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями.
­           - способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;
­            -способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.
­            -возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом
­            -наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка

Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитании ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя как родителя и как человека, работа над собой имеет важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка. Самопознание и саморазвитие родителей мы считаем важным компонентом родительской компетентности.

В практике работы школы уже сложились методы работы с родителями по повышению их родительской компетентности. Все они довольно хорошо раскрыты в педагогической литературе: повышение компетентности родителей (формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и тому подобное) организуется с помощью разных форм и методов работы с родителями (беседы, консультации, тренинги, круглые столы и др.). Но в большинстве своем эти методы направлены на информационную составляющую компетентности, на формирование знаний о ребенке и методах

На наш взгляд, этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение как важнейшее условие становления родительской компетентности.В работе с родителями закрепились такие формы работы, как:
- Университет педагогических знаний
- Лекция
- Конференция
- Практикум
- Дни открытых дверей
- Индивидуальные тематические консультации
- Посещение семьи
- Родительское собрание
- Родительские чтения
- Родительские вечера
- Родительский тренинг

Главная тенденция всех форм работы с родителями - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива школы.

Психолого-педагогическое сопровождение позволяет сохранять и развивать достоинства личности, организовать взаимодействие педагога и родителя по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии его ключевых родительских компетенций. Тип взаимодействия между педагогом и родителем в логике психолого-педагогического сопровождения носит характер договорных отношений.

Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
-  защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
-  квалификационную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
-  реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
-участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
-  психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка рассматривается как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-  предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-  помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образо­вательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-  психологическое обеспечение образовательных программ;
-  развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
 
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
-  профилактика;
-  диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
-  консультирование (индивидуальное и групповое);
-  развивающая работа (индивидуальная и групповая);
-  коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
-  психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
-  экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Дивесификация уровней психолого-педагогического сопровождения

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей. Подготовка перехода в основною школу, адаптации к новым условиям обучения.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы).На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогиче­скую поддержку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основ­ная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение адаптации ребенка, возникновение острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения.На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями, социальными педагогами, МПК, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Нормативно - правовое  обеспечение важная  составляющая ООП НОО.

Реализацию образовательной  программы должен обеспечивать целый ряд  локальных нормативно-правовых документов. Минимальный  состав локальных актов может быть следующий:

1.    Устав  образовательного  учреждения;
2.    Положение об организации образовательного процесса в 1-4-х классах;
3.    Положение о контрольно-оценочной  деятельности в 1-4-х классах;
4.    Положение о школьной системе оценки качества образования;
5.    Положение об информационной  среде  образовательного учреждения;
6.    Положение о сайте образовательного  учреждения;
8.    Положение о формах получения образования;
9.    Положение о второй половине дня в ОУ;
10.  Регламент системы оценки качества в ОУ;
11.  Должностные инструкции работников образовательных учреждений


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

JoomShaper

©  МОУ Аргаяшская СОШ №2     email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.