ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МОУ АРГАЯШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
им. Героя Советского Союза Гаяза Исламетдиновича Баймурзина
Челябинская область c. Аргаяш ул. Комсомольская д.29
+7 351 31 2 17 58
002sch22@mail.ru

МОУ АРГАЯШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

им. Героя Советского Союза Гаяза Исламетдиновича Баймурзина
МЕНЮ
×

Предупреждение

JFolder: :files: Путь ведет не к каталогу: /home/002sch22/data/www/school2/images/fotoalbom/fotoalbom/history_spravka
×

Внимание

There was a problem rendering your image gallery. Please make sure that the folder you are using in the Simple Image Gallery Pro plugin tags exists and contains valid image files. The plugin could not locate the folder: images/fotoalbom/fotoalbom/history_spravka

Юбилей школы

Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Баймурзина Г.И.

Баймурзин Г.И.

Выписка из наградного листа

       Гвардии майор Баймурзин Гаяз Исламетдинович родился в 1913 году. В Красной Армии с первого августа 1936 года. Член КПСС с 1943 года. На фронте с 25 июня 1942 года.

Награждён: орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, несколькими медалями.

…За время пребывания на фронте тов. Баймурзин произвёл 220 успешных боевых вылетов ночью на самолёте Б-25, 56 из них после получения последней награды - ордена Отечественной войны первой степени.

…Экипаж тов. Баймурзина шесть раз летал на выполнение спецзадания по выброске боеприпасов и вооружения Чехословакии.

Во всех боевых вылетах гвардии майор Баймурзин проявляет исключительное мастерство, выдержку.

Эскадрилья под его руководством с мая 1944 года произвела 315 успешных боевых вылетов, не имея ни одного случая лётных происшествий.

За весь период боевой работы экипаж тов. Баймурзина сбросил на голову врага 1890 бомб, что составляет 410 тонн. На самолётах У-2, Р-5, Дб-3 и Б-25 налетал 320 часов днём и 817 часов ночью… Достоин звания Героя Советского Союза…»

       В том же 1944 году Г.И. Баймурзину была вручена золотая Звезда Героя.

Г.И. Баймурзин погиб при выполнении задания и похоронен в братской могиле лётчиков в г. Умани.

Бережно хранят о нём память земляки, учащиеся Аргаяшской средней школы №2, где Гаяз Исламетдинович учился с 1928 по 1933 год. Эта школа названа именем Героя.

Памятник героям

5

4

3

7

8

6

 

Курсанты Аргаяшской 9-ти летней школы 1930 год

10

Яркие педагоги-предметники

Юлдашева А.Н.,

директор МОУ Аргаяшской СОШ №2

В 80 - 90-е годы в школах не было дефицита педагогических кадров, как это происходит в современной школе. Как правило, в школе работали опытные учителя с профильным образованием, сильной подготовкой. Качество преподавания ценилось превыше всего. Учителей отличала высокая степень самоотдачи, ответственности в работе. Общественный долг ставился выше личных дел. Вот такие учителя работали и в нашей школе.

Всё хорошее видится на расстоянии, иногда думаешь: «Вот сейчас бы такие кадры  в школу».

Ещё до прихода в нашу школу, я знала, что здесь работают сильные учителя-предметники. Об этом мне говорили мои родные и те, кто закончил эту школу. Каждый называл своего любимого учителя, классного руководителя. Поэтому я заочно была знакома с этими удивительно преданными учительской профессии людьми. Мне повезло поработать с ними продолжительное время. Царицу наук математику преподавали безупречные учителя, отличные математики:

- Богатенкова Галина Николаевна - проработала в школе с 1966 по 2002 годы;

- Хабибуллина Роза Загретдиновна - с 1965 по 2008 годы;

- Зайцева Тамара Ивановна - с 1972 по 2004годы.

Они знали и любили свой предмет, умели доступно и научно преподнести знания. Их ученики показывали хорошие результаты на экзаменах в школе и при поступлении в вуз. Мы ходили к ним на уроки, чтобы учиться. Этим педагогам не надо было никаких контролёров, посещений завуча.

Начали вводить единый государственный зкзамен. Благодаря глубоким знаниям, ученики этих педагогов успешно справлялись с испытаниями. Результаты были всегда стабильно высокие.

С 1974 года в коллективе математиков начала работать Лежнева Людмила Николаевна. Когда ввели в учебный план изучение предмета «Информатика», Людмила Николаевна перешла на преподавание этого предмета. Людмила Николаевна стала у нас первым учителем информатики.

Сильным педагогом была учитель русского языка и литературы Скороходова Людмила Петровна, она работала в школе с 1970 по 1990 годы. Все, у кого вела русский язык Людмила Петровна, считали, что им повезло. Людмила Петровна давала качественные знания своим ученикам. Её уроки были образцовые. Мы, молодые педагоги, с почтением относились к Людмиле Петровне. Меня всегда поражала собранность учителя, организованность, ни одной минуты бесцельной. А какой был учебный кабинет у учителя!

 Пример этих педагогов был колоссальным как для школьников, так и для коллег.

Старейшим учителем школы была Кучинская Таисия Леонидовна. Когда я пришла в школу, она работала последний год. А приход её в эту школу состоялся в 1956 году. Мы часто общались с Таисией Леонидовной, много хороших советов давала она нам. Помню, меня поразил факт, что Кучинская Таисия Леонидовна и Сатонина Зоя Михайловна свободно разговаривают на башкирском языке.

Зоя Михайловна Сатонина была яркой личностью в школе. Она вела географию  и работала заместителем директора по воспитательной работе. Школа просто «гудела», настолько насыщенной была деятельность пионерской, комсомольской организаций, классных коллективов, проводились линейки, слёты, субботники, отчёты командиров классов, походы, соревнования классов и другое. Всю эту воспитательную работу школы она вела одна, тогда никаких организаторов ещё не было. Зоя Михайловна работала в школе с 1972 по 2003 годы, много лет является руководителем ветеранской организации школы.

А эстафету преподавания географии Зоя Михайловна передала Перевозчиковой Лилии Алексеевне, которая перешла к нам из Дома пионеров в 1988 году. С тех пор Лилия Алексеевна успешно работает в школе, является ведущим специалистом в сообществе прдметников района. Знания детей качественные, это подтверждается итогами государственных экзаменов. Лилия Алексеевна продолжает традиции, заложенные Сатониной Зоей Михайловной, организовывает походы, экскурсии, ежегодно проводит в школе туристический слёт.

В памяти остался многодневный поход с учениками старших классов по реке Миасс, маршрут - от деревни Байрамгулово до Байгазино. Было опасное время, 90-е годы, но в поход мы снарядились. Руководителем была Лилия Алексеевна, а помощники - Саломатина Ирина Николаевна и я. По молодости мы не представляли, какие испытания ждали нас во время похода. Так вот, наш лагерь был «атакован» несколько раз неизвестными. Приходилось вести переговоры, охранять детей. Но до Байгазино мы не дошли, не рискнули, завершили поход в селе Кулуево.

 Многие наши педагоги являются выпускниками нашей школы и после получения педагогического  образования вернулись в родную школу.

Сатонина Валентина Васильевна проработала в школе с 1968 по 2009 годы  учителем русского языка, потом заместителем директора и директором школы. Валентина Васильевна старалась развить у учеников хорошую грамотность при письме, учила их самоконтролю, тщательно работала на уроке над каждым правилом, орфограммой, словом, предложением.

Как директор школы, Валентина Васильевна оказала большое влияние на мое становление руководителем в последующем. Мы в учебный процесс ввели новые предметы, апробировали новые системы обучения, разработали первую в районе Программу развития школы, реализовывали вариативный учебный план.

С начала деятельности в этой школе у меня было несколько директоров. Я благодарна Худабердиной Разии Ахметовне, Хабибуллиной Розе Загретдиновне, Сатониной Валентине Васильевне, Старинчиковой Елене Васильевне, Кондрашкину Валерию Алексеевичу, Балашову Юрию Ивановичу, Мажитову Гайфулле Абдулловичу. Всегда относилась к своим директорам с уважением. Они не ограничивали мою деятельность, творчество, мне приходилось многие вопросы решать самостоятельно. У каждого из них я старалась учиться. Все эти навыки пригодились, когда сама стала директором. Были замечания, конечно, со стороны руководителей, недоразумения,  обидные решения, но я принимала их, старалась ещё лучше работать, не обижалась. Ведь обида - плохой помощник, иногда люди воспринимают замечания, действия руководителя как личную обиду, хотя здесь присутствуют только деловые отношения.

Работая с опытными коллегами, становишься закалённым и, когда ценишь свою работу, какая бы она ни была, иногда тяжёлой физически и психологически, тебя увлекает все новое, у тебя есть чтение и книги, на многое смотришь по-другому, по-философски, даже тогда, «когда теряют головы вокруг»  и обвиняют в том тебя.

В нашу школу из районного отдела образования пришла работать в 1986 году Титоренко Галина Ивановна. Она была удивительным человеком. Галина Ивановна взяла класс начальной школы и потом довела их до 11 класса. Мы работали с Галиной Ивановной в одном кабинете. Она стала для меня и наставником, и другом. Помогала не только в профессиональных вопросах, но и в разрешении  личных проблем.

kol1994

Титоренко Галина Ивановна пользовалась большим уважением в коллективе. А её уроки были классикой. Ученики любили своего учителя и ее уроки. Вокруг неё образовался кружок старшеклассников, любителей поэзии. Позже Галина Ивановна собрала лучшие стихи своих учеников и создала поэтический сборник школы. По её инициативе каждый год в школе проходил литературный конкурс «Серебряное перышко». Галина Ивановна проработала в школе до 2009 года.

 С 1973 по 2015 годы  в школе работала Якупова Людмила Сергеевна, учитель русского языка. На своих уроках Людмила Сергеевна мастерски использовала метод дискуссий, проблемных ситуаций, тщательно оттачивала грамотность письменной речи детей, учила рассуждать при написании сочинений. Воспитанники Людмилы Сергеевны неоднократно становились победителями и призёрами различных олимпиад, показывали высокие результаты на итоговой аттестации, успешно сдавали государственные экзамены.  

Интересным человеком была Сорокина Татьяна Михайловна, её приход в школу был в 1980-е годы. Энергично, на высоком эмоциональном уровне вела свои уроки Татьяна Михайловна. Она работала со всеми учениками: и со слабыми и с сильными. К каждому находила свой подход, ключик. Поэтому у учителя не было отстающих и неуспевающих. Нам очень нравилось беседовать, общаться с ней. Это был человек с доброй и открытой душой. Сорокина Татьяна Михайловна работала до 2004 года, потом уехала жить к сыновьям в Москву.

Сейчас в школе продолжает работать учитель русского Леднева Елена Геннадьевна, а пришла она молодым педагогом в 1989 году. У неё теперь большой стаж, но приходится тяжело, так как нагрузка большая из-за нехватки учителей. Елена Геннадьевна  грамотно и качественно ведёт свои уроки. Ученики обладают хорошей подготовкой, показывают стабильные результаты на итоговой аттестации.

Пятьдесят лет - трудовой стаж нашего ветерана труда Ершовой Тамары Константиновны, в Аргаяшской школе №2 она работала с 1961 по 2002 годы. Есть выражение «Учитель от бога». Наверное, многим учителям советской школы этот образ подходит. К  ним относится и Тамара Константиновна. Уникальным учителем была, с поистине энциклопедическими знаниями, интересно, увлекательно, содержательно вела уроки. Ее ученики хорошо разбирались в исторических событиях, фактах, коллизиях, исключительно знали даты, умели работать с картой. Все знания у них были разложены в голове системно, научно, поэтому они легко и результативно сдавали экзамен по предмету.

Рядом с опытным педагогом стала трудиться с 1985 года молодой учитель Сайфуллина Раиса Шамгуловна. Раиса Шамгуловна на своих уроках уделяла внимание  патриотическому воспитанию учащихся, учила детей критическому мышлению, доказывать свою позицию, приводить примеры из исторических событий. Учитель хорошо готовила детей к экзаменам, руководила методическим объединением учителей истории и обществознания в школе, вела краеведческую и музейную работу. Сейчас ветеран труда Сайфуллина Раиса Шамгуловна работает в Аргаяшском филиале Челябинского медицинского колледжа (с 2020 года).

Учитель истории Хусамова Роза Аюповна работала у нас с 1988 по 2006 годы. Роза Аюповна на занятиях по своему предмету старалась привлекать к обсуждению самих учеников, обращалась на их собственный опыт, постепенно подводя детей к правильным выводам и обобщениям.

В кабинете истории хранится портрет Героя Советского Союза Баймурзина  Гаяза Исламетдиновича. Этот портрет был выполнен учителем изобразительного искусства Сазоновым Борисом Михайловичем, который работал в школе в 1960-е и по 2001 годы. Борис Михайлович  вел изобразительное искусство на протяжении многих лет, организовывал выставки работ учащихся, участвовал в оформлении школы. Его «Прометей» украшает одну из стен школы. Дети любили уроки учителя, уважали его талант.

Очень сильны были  позиции преподавания математики, физики в то время в школе, благодаря отличным учителям математики и физики.

С 1961 года физику вела Абакумова Лидия Васильевна. Самые трудные темы доступно доводила до учеников, все физические законы, явления дети могли сами объяснять и доказывать. У учеников того времени было серьёзное отношение к точным и естественным наукам.

Талантливо преподавал физику и Худяков Владимир Сергеевич, он работал в 1980-е и по 2006 год. Он создал свой учебник – рабочую тетрадь. Это краткие конспект для старшеклассников. Предмет связал с жизнью. Умный и требовательный учитель заставлял учеников думать, «шевелить мозгами», чего не хватает нашим современным ученикам, которые не хотят думать. На уроке работали исключительно все ученики, была высокая учебная дисциплина. Троечники подтверждали свои знания на вступительных экзаменах.

В связи с переездом в село Аргаяш устроился к нам в школу на работу в 1996 году Кондрашкин Валерий Алексеевич, работавший до этого в Кузнецкой школе. Валерий Алексеевич вёл математику, был назначен заместителем директора, затем работал директором школы с 1999 по 2004 годы. Валерий Алексеевич был передовым учителем и руководителем, хорошо разбирался в современных методах, приемах, подходах в образовании. Всем этим он умел увлекать коллектив, предлагал апробировать что-то новое, проводил семинары.

Позже в школе работали также опытные учителя математики: Нигматуллина Эльвира Константиновна (работала с 1990 по 2000 годы), Валеева Альфия Гадельшевна (с 1992 по 1998 годы).

Эльвира Константиновна проводила занятия  по-деловому, видела каждого ребёнка на уроке. Мой очередной выпускной четвёртый класс в пятом попал к ней на математику. Ученики уважали и любили учителя.

Альфия Гадельшевна, мой бывший классный руководитель, учитель математики в 6 классе, знающий предметник, сразу нашла подход к ученикам и воспитывала в них серьёзное отношение к урокам, мотивируя их системно заниматься и выполнять домашние задания.

В настоящее время математику ведет Юмасултанова Земфира Фаритовна, педагогический стаж учителя 39 лет, из них в нашей школе 18 лет (с 2003 года). Земфира Фаритовна оптимально сочетает на уроке виды работ, тщательно отрабатывает тему урока с учениками, обращает внимание на трудные вопросы, чтобы исключить в будущем ошибки учащихся в решении заданий. Учитель добивается высокого качества успеваемости у учащихся, успешно готовит их к итоговой аттестации.

Как поднять качество уроков? Как помочь учителю в улучшении знаний детей по предмету? Такие вопросы и не ставились для учителей советской школы. Это были профессионалы, знающие свой предмет и искусство преподавания.

Уроки биологии с 1973 по 2007 годы вела Сагретдинова Марзия Исмагиловна. Учитель тщательно готовила свои уроки, использовала исследовательский, научный подход. Ее ученики проводили опыты, испытания, готовили рефераты. Теория предмета закреплялась практикой, это способствовало развитию у учащихся фундаментальных знаний.

Учителя биологии раньше отвечали за пришкольные участки. Наш участок был в числе лучших благодаря работе Сагретдиновой Марзии Исмагиловны и Артыкбаевой Сары Курмангалеевны. Учитель биологии Сара Курмангалеевна до прихода в нашу школу в 1987 году работала долгое время в Акбашевской школе. Сара Курмангалеевна внесла свой вклад в биологическое образование учеников школы, добиваясь хороших знаний у детей. В нашей школе она проработала до 2008 года.

Уроки химии с 1984 по 2014 годы вела опытный учитель Артёмова Галина Павловна. Это были настоящие уроки химии с реактивами, лабораторными работами, исследованиями, опытами, наблюдениями, чего не хватает урокам химии в современной школе. Галина Павловна уроки вела в доброжелательной манере, в сотрудничестве с учениками. Такой стиль работы учителя вызывал доверие учеников и активизировал их желание знать материал урока. Успеваемость по предмету была стабильно хорошей. Многие выпускники выбрали профессиональное образование по её предмету и успешно продолжают обучение в вузах. С 2001 года Артёмова Галина Павловна также работала заместителем директора. Посещая уроки своих коллег, она давала ценные советы по улучшению качества преподавания, построению этапов урока, организации деятельности учащихся. Галина Павловна была наставником молодого учителя Хажина Айрата Вакильевича, который работал у нас с 1996 по 1997 год. В настоящее время Хажин Айрат Вакильевич является министром образования и науки республики Башкортостан.

В годы работы непревзойденных учителей физкультуры Седракян Галины Яхеевны и Халикова Альберта Хусаиновича Аргаяшская школа №2 была одной из сильнейших по спортивным достижениям.

Альберт Хусаинович проработал в школе до 2010 года. Ученики уважали своего педагога и с удовольствием занимались спортом.

Галина Яхеевна с 1972 по 2019 годы, работая с детьми, воспитывала у них уважение к спорту, урокам физического воспитания и развивала тягу к систематическим занятиям спортом. Ее уроки были примером органичного сочетания приемов, методов, физической нагрузки на учащихся, отработки разных видов упражнений на одном занятии. Поэтому у воспитанников учителя были высокие результаты. Уроки физкультуры были одними из любимых уроков учеников. Галина Яхеевна качественно учила детей и легкой атлетике, и гимнастике, и ходьбе на лыжах, и игровым видам спорта. Сами учителя были отличными результативными спортсменами. Галина Яхеевна подготовила немало спортсменов в районе. Спортивные мероприятия школы, проводимые под руководством Седракян Галины Яхеевны, будь то Спартакиада, школьная эстафета, лыжные соревнования, всегда превращались в общезначимые праздники. Эти праздники вошли в традиции школы.

Трудовое обучение и воспитание было одним из важных направлений работы школы. Учителя труда обращали внимание на развитие практических жизненных навыков у детей. Таким учителем труда многие годы был Лезин Виктор Николаевич. Он вел уроки в нашей школе с 1968 по 1989 годы. Учитель на своих уроках воспитывал у учеников серьезное отношение к труду и умение доводить начатое до конца. В школе до 1988 года в приемной стоял шкаф, собранный руками Виктора Николаевича.

Домоводство изучалось с 5 класса, учителем этой дисциплины была Ишимова Гульфия Кафеевна (трудилась с 1982 по 2008 годы). Гульфия Кафеевна терпеливо обучала девочек шитью, вязанию, ведению дома и другому. Многие вещи дети шили для себя и с удовольствием носили. Учитель создала уютный кабинет, поддерживала абсолютный порядок в нём.

Уроки труда у мальчиков вёл Шарафутдинов Рауф Захарович в школьной мастерской. Он приучал мальчиков работать за настоящими станками, работе с металлом, деревом. Под руководством Рауфа Захаровича ученики изготавливали полезные вещи для школы, детских садов: скамейки, лопаты, доски для столовой, подарочные изделия. Ни один ремонт в школе не проходил без Рауфа Захаровича. Позже он вёл не только уроки труда, но и исполнял обязанности завхоза. Много хорошего и доброго было оставлено школе учителями труда.

С 1988 года учителем технологии работает Саломатина Ирина Николаевна. Учитель серьёзно подходит к преподаванию своего предмета, всегда в поиске нового, использует современные технологии и активные приемы и методы.

Раньше в школах иностранные языки изучались с 5 класса, но знания и навыки у школьников были на высоте.

С 1968 по 2006 год иностранный язык в школе вела Гайнитдинова Венера Хайбулловна, одна из сильнейших учителей того времени. Венера Хайбулловна добивалась хорошего произношения у детей, крепких отработанных языковых знаний и навыков. Уроки она вела спокойно, стремилась донести и объяснить каждому ученику. Знания, полученные на этих уроках, помогали им успешно учиться в вузе.

Рядом с Гайнетдиновой Венерой Хайбулловной трудилась Прыкина Лидия Николаевна, учитель немецкого языка. Она работала в нашей школе до 1989 года. Лидия Николаевна вела свои уроки живо, по-доброму, всегда была внимательна к ученикам. Благодаря своему энергичному характеру, учитель увлекла детей и создала Клуб интернациональной дружбы (КИД). Лидия Николаевна после выхода на пенсию активно помогает школе, участвует в мероприятиях школы, выступает на классных часах, помогает в работе музея.

Вместе со мной в 1983 году в школу пришла молодая учительница иностранного языка Уразаева Альфия Габдулхаевна. Она грамотно, интересно конструировала уроки, тщательно продумывала этапы урока, подбирала актуальное содержание, разнообразные методы и приемы.

Учителя тех лет не могли позволить себе прийти на урок неподготовленными, что сейчас в современной школе не редкость, у учителя обязательно имелся конспект или план урока.

Вспоминаю, как мы организовывали поездки школьников по городам Советского Союза. Группы были большие, иногда по 40 детей. В 1985 году мы возили  с Уразаевой Альфией Габдулхаевной детей в город-герой  Волгоград, а с Сайфуллиной Раисой Шамгуловной в город Свердловск (Екатеринбург). Ещё одна поездка запомнилась в Казахстан, в город Алма-Ата.

У нас в школе до преподавания английского был популярным немецкий язык. С 1992 года немецкому языку обучала Хакимова Альфида Шервановна  и с 1995 года Асенова Асия Хурматулловна. Это были уже опытные учителя, и они прекрасно знали свое дело.

Альфида Шервановна не только вела уроки, но также активно продвигала подготовку и выпуск школьной газеты. Инициатором создания школьной газеты была Сорокина Татьяна Михайловна. И вот под руководством Альфиды Шервановны стали выходить уникальные, содержательные номера газет, которые пользовались популярностью среди детей и учителей. С 2003 года Альфида Шервановна перешла в Аргаяшское медучилище.

Асенова Асия Хурматулловна вела свои уроки динамично, использовала интересные находки, «изюминки», которые помогали увлечь детей, мотивировать к получению и усвоению знаний. Каждая минута ее урока была деятельна, все ученики заняты делом.

Асия Хурматулловна работала также заместителем директора по воспитательной, позже по учебной работе. Имея хорошие методические навыки, ярко выраженные организаторские качества, Асия Хурматулловна внесла свой вклад в развитие коллектива и школы.

Сейчас Асенова Асия Хурматулловна работает педагогом дополнительного образования. Ведёт большую работу по развитию музея школы, систематизации истории школы. С учащимися проводит яркие, содержательные, значимые мероприятия, праздники, используя самые современные приемы и методы.

Давно в школе работает учителем английского языка Шафикова Зубайля Заквановна, поступила на работу в 1987 году. Зубайля Заквановна стояла в истоках введения английского языка со 2 класса. Наработанный опыт позволяет учителю стабильно готовить и учить предмету. Новые методы, используемые учителем, направлены на активизацию учащихся, воспитанию заинтересованности в изучении иностранных языков.

В 1998 году в школу пришла учитель английского языка тоже с опытом работы Сафиуллина Зульхиза Фаритовна. Хорошее знание предмета, владение методикой ведения урока на высоком уровне дают возможность учителю добиваться базовых знаний у всех детей. Зульхиза Фаритовна тщательно отрабатывает навыки у учащихся, применяя для достижения этих целей разнообразные приемы, методические средства. У учителя с учениками устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.

Уроки ОБЖ  проводил учитель физики по образованию Балашов Юрий Иванович, работал с 1983 по  2007 годы. В этот период все предметы были важны, и по этому предмету проводился экзамен. Это сейчас ребята спрашивают: «Зачем нам предмет ОБЖ?» Юрий Иванович использовал на уроке наглядные пособия, проводил практические занятия по безопасности.

В последующие годы ОБЖ ведет Рахматулина Ольга Константиновна. Она была приглашена в школу в 1991 году для ведения нового предмета «Ритмика». Теперь этот предмет ведётся с 1 по 6 класс. С приходом такого специалиста-хореографа у нас заметно поднялся уровень танцевальной и ритмической культуры учеников. Появились танцевальные ансамбли, которые исполняли любые танцевальные композиции. На уроке ритмики аккомпанировала на фортепияно Назина (Шувалова) Валентина Александровна, профессионал в своем деле, прекрасный педагог, проработала в нашей школе с 1993 по 2005 годы. 

Эти замечательные специалисты были приглашены по инициативе учителя музыки Валиуллиной Марины Галиулловны, которая работает в школе с 1976 года. Марина Галиулловна с первых минут работы в школе обратила на себя внимание. Специалист высокого класса, мастерски владеет ведением урока, любит и обожает свой предмет. Но самая главная черта учителя - умение учиться, быть гибкой, учитывать происходящие изменения.

По предложению Марины Галиулловны был создан в школе уникальный эстетический центр, который имел большой воспитательный эффект. Уроки Валиуллиной Марины Галиулловны с глубоким содержанием, учитель всегда старается затронуть душу ребёнка, зародить в нём добрые, высокие чувства. Сейчас Марина Галиулловна ведет уроки в тандеме с Ольгой Константиновной, своеобразные интегрированные уроки, уроки красоты и гармонии. До сих пор мы приходим на уроки этих педагогов, чтобы учиться и вдохновляться.

Музыку у нас долгое время вела также Мухибуллина Эльвира Хафизулловна (с 1992 по 2016 годы). Эльвира Хафизулловна первая в школе стала использовать фонограммы на уроках, уделяя внимание усвоению детьми музыкальной теории. Для этого использовала наглядные пособия. Учитель сама оформила кабинет музыки.

Национально-культурное наследие - это источник, обогащающий и помогающий совершенствовать образование и воспитание детей. Поэтому в школе всегда было актуально воспитание на национальных традициях народов нашей страны. Создавались условия для желающих изучать башкирский язык. С 1996 по 2001 год башкирский язык вела опытный филолог Багаутдинова Гульсира Рамзисовна. Учитель в совершенстве владела родным языком, стремилась научить учеников пользоваться родным языком в повседневной жизни. Гульсира Рамзисовна оказывала помощь в проведении национальных мероприятий, в постановке спектаклей, в подборе песен на родном языке, изучении  народных танцев.

В настоящее время дело Гульсиры Рамзисовны продолжает учитель башкирского языка Хисамитдинова Гафура Тагировна, которая пришла в школу в 1997 году и проработала до 2021 года. Учитель старается совершенствовать работу по изучению родного  языка и сохранению традиций.

Затрагивая историю школы, нельзя не сказать о других специалистах, которые много лет работали в школе и внесли свой вклад в её развитие.

Это медицинский работник, фельдшер школы Файзуллина Альфия Мутигулловна. Она поступила на работу в 1977 году и с тех пор остается на страже здоровья детей и сотрудников школы. К ней обращаются все. Всегда внимательная, готовая помочь любому ребенку, учителю, она пользуется всеобщим уважением детей, сотрудников, родителей. Понимая важность сохранения здоровья детей, выполнения всех санитарно-гигиенических требований, Альфия Мутигулловна ответственно и добросовестно относится к своим обязанностям.

Любая школа начинается, наверное, с секретаря. С 1968 года в школе секретарем работала Лащенко Валентина Ивановна. Валентина Ивановна со знанием дела, тщательно, грамотно исполняла свои обязанности и вела документы. К секретарю обращаются всегда, в любую минуту школьники, учителя, родители. Валентина Ивановна всегда доброжелательно откликалась на просьбы и оказывала деловую помощь. Лащенко Валентина Ивановна работала в школе до 2008 года.

 

kol1995

Педагогический коллектив 1995 г

В настоящее время работу секретаря и специалиста по кадрам ведёт Альмухаметова Людмила Насыровна. Она работает в школе с 1995 года, сначала завхозом, а с 2005 года секретарем. Умело и грамотно она ведёт эту работу. Несмотря на то, что с каждым годом изменяются условия труда, увеличивается поток документации, отчетов, Альмухаметова Людмила Насыровна старается все успеть, вовремя делает и готовит документацию, совершенствует свои знания, овладевает новыми навыками.

Для читающего поколения важна была библиотека. В 80-х и 90-х годах в нашей школьной библиотеке работали Мухибуллина Сафура Ваннасовна (до 1984 года), позже перешедшие из районной библиотеки Прыкина Юлия Михайловна и Повышева Инесса Михайловна. Это были профессионалы библиотечного дела и работы с читателями.

В 1990 году в школьную библиотеку приглашена Строзюк Ольга Валентиновна из районной библиотеки. Ольга Валентиновна совершенствовала библиотечную систему школы. Ей приходится сейчас работать уже с другим поколением читателей, поэтому нужны другие подходы и решения. Строзюк Ольга Валентиновна успешно осваивает современные ресурсы и поднимает работу библиотеки на новый информационный уровень.

Моими единомышленниками в переломные годы были Валиуллина Марина Галиулловна и Обухова Елена Васильевна. Именно с ними мы часто обсуждали перемены в образовании, направления, то есть новые «тренды», как называют это сейчас, корректировали планы, создавали программы, готовились к разным проверкам, разрабатывали документы для конкурсов, обсуждали сценарии праздников школы и др.

Нас не интересовали недоразумения, интриги, «ничегонеделанье». Мы старались довести свои решения до конца, старались уходить от формализма, показухи, поверхностности, беспринципности и круговой поруки. Это были лучшие времена нашей работы.

Время летит быстро, стремительно. Теперь у школы уже новая,  следующая история.

Любимой школе 100 лет, и снова наступает рассвет!

 

Воспоминания о коллегах (80 – 90-е годы). Начало

Юлдашева А.Н.,

директор МОУ Аргаяшской СОШ №2

В канун юбилея нашей любимой школы хочется поделиться воспоминаниями, которые воссоздают её историю в лицах и событиях.

С особой признательностью и теплотой вспоминаю людей, с кем посчастливилось поработать в первые и последующие годы, учителей советской школы. Сейчас многих уже нет в живых, но память о них осталась в наших сердцах.

Я благодарна своим коллегам - ветеранам педагогического труда, которые сейчас на заслуженном отдыхе, за бесценный опыт и «уроки жизни». Благодарю коллег, с которыми мы начинали работать, и продолжаем это дело и сейчас.

Итак, в 1983 году я пришла в коллектив опытных учителей начальных классов, настоящих мастеров педагогического труда. Здесь работали: Климова Вера Николаевна, Максимова Елизавета Андреевна, Лезина Татьяна Григорьевна, Абдразакова Зифа Султановна, Шепиорко Анна Ивановна, Гильманова Зоя Сергеевна. Позже в школе стали работать Самоховец Нина Владимировна, Киприянова Нина Михайловна.

Несмотря на то, что эти учителя были в возрасте и уже завершали свою педагогическую деятельность, их энергии, самоотверженности, трудолюбию, добросовестности можно было только позавидовать.

У этих учителей был безусловный авторитет среди учеников, родителей, односельчан. Они работали без брака, с душой, бескорыстно, по собственной инициативе занимались с учениками после уроков. Поэтому у детей были качественные знания.

Мы, молодые педагоги, многому учились у своих опытных коллег. Своим отношением к работе, к ученикам, качеством своих уроков они воспитывали и нас. Это, наверное, и была высшая форма наставничества.

В 80-е годы детей было достаточно, поэтому много было классов в параллели. Я работала в параллели с Морозовой Светланой Павловной. Мы не только вели уроки, но были задействованы в работе групп продлённого дня. В то время наши ученики более серьезно относились к учебе, с удовольствием читали книги, самостоятельно подходили к выполнению учебных дел. С учениками ходили на экскурсии не только на природу, но и на предприятия, которых было достаточно, и все они работали. Каждое лето организовывались одно- и многодневные походы. Девочки-старшеклассницы участвовали в ремонте школы, они умели и белить, и красить. Много внимания уделялось воспитанию учеников через разнообразную внеклассную деятельность и детские организации.

В 80-х всё больше стали говорить о кризисных явлениях в экономике и обществе. И примерно с середины этого десятилетия начинается перестройка - новый этап в развитии советского государства. Начинается время реформ и широкой демократизации всех сторон общества.

     Постепенно начался отказ от единообразия школ, уход от государственного монополизма в сфере образования, предоставление школам некоторой самостоятельности. Всё это приводит к началу 90-х годов к переходу от советской школы к системе образования, «интегрированной в мировое образовательное пространство», отвечающее принципам гуманизма, открытости, ориентации на качество. Начатые реформы, как известно, растянулись на 20 лет. Мы, учителя 80-х - 90-х годов были свидетелями и участниками этих реформ. Также со всеми гражданами страны ощутили тяжесть 90-х. Наш коллектив даже участвовал в забастовке, организованной профсоюзом. А сами реформы по демократизации образования были встречены учителями положительно. Было принято Положение о среднем общем образовании. Объявлен переход на 11-летнее образование, период начальной школы  составил 4 года. Усилено внимание к профессиональной подготовке старшеклассников. В 1997 – 1998 учебном году мы открыли первый класс шестилеток на базе детского сада №20.

Это было время эйфории, чувства обновления, свободы творчества, еще не было стандартов, норм, которые пришли позже. В городах появились гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов. Мы открыли в начальной школе прогимназический класс, в учебный план начальной и основной школы ввели новые предметы, экспериментально начали обучать английскому языку второклассников. Предметники стали использовать разные учебники, так как были сняты ограничения, учитель сам мог выбирать программу, учебник, методики, приемы. Постепенно мы открыли в старшей школе классы с профессиональным уклоном: медицинский в сотрудничестве с Аргаяшским медучилищем, юридический совместно с Челябинским юридическим техникумом, технический по договору с Челябинским монтажным техникумом. Эти классы были востребованы, желающих было достаточно.

В педагогике появились учителя-новаторы: В. Шаталов, С. Лысенкова, Е. Ильин, И. Волков и другие. Новаторы основывали свое обучение на идеях гуманизма, сотрудничества. Появились новые системы обучения, в частности система Л. Занкова, система Д. Эльконина - В. Давыдова.

Учителя  нашей школы активно изучали опыт педагогов-новаторов и использовали в своей работе. По развивающей системе Занкова у нас стали работать педагоги Осинцева Елена Владимировна, Обухова Елена Васильевна, Воронцова Татьяна Игнатьевна, Беспалова Валентина Васильевна. 

Все эти изменения у нас в школе и в других проводились при активной поддержке районного отдела образования. Заведующим районным отделом образования долгие годы работала Истекбаева Ирина Исмагиловна. Она внесла огромный вклад в развитие системы образования в районе. Успешно эту деятельность продолжил Мясников Юрий Михайлович, он работал заведующим с 1987 по 2003 годы. Его заместителем был Сафиуллин Ильяс Тимербулатович (стал начальником управления образования в 2003 году).

Методистом по работе с начальной школой была Мухаметова Галима Димовна. Тогда методическая работа РОНО отличалась приближенностью к школе, работой с учительством района.

Мне запомнились семинары для учителей, которые были достаточно полезными. Эти семинары проходили то в одной, то в другой школе. Школы сами приглашали коллег на свои мероприятия, учителя давали открытые уроки, выступали с сообщениями. Настоящее обучение, обмен опытом, не было изолированности между школами, учителями, все друг друга знали.

Хорошо поставлена была работа районных методических объединений. Руководители МО, из числа учителей, относились ответственно к своим обязанностям, тесно работали с методистом РОНО. Вместе с Мухаметовой Галимой Димовной я, руководитель МО, работала с 1985 по1989 год. Долгое время руководителем РМО также работала Обухова Елена Васильевна. Многие наши учителя возглавляли работу предметных районных объединений в то время и сейчас продолжают эту работу.

РОНО стали  проводить первые профессиональные конкурсы. Особенно интересно, азартно, празднично проходил в то время районный конкурс «Учитель года». Мы, учителя второй школы, всегда принимали участие в этом конкурсе и продолжаем в настоящее время. Участниками первых конкурсов стали Пыхтина Наталья Николаевна, Обухова Елена Васильевна, Артёмова Галина Павловна, Шафикова Зубайля Заквановна и другие. Я принимала участие в 1993 году и, по итогам конкурса, мне был присвоен 13-й разряд (теперь это 1 категория).

Так активно и дружно жили мы в этот период, сотрудничая, помогая друг другу, делясь опытом.

В данный период в начальной школе продолжили традиции качественного образования следующее поколение педагогов.

С 1985 года начала свою педагогическую деятельность талантливый учитель Осинцева Елена Владимировна. Елена Владимировна творчески подходила к построению своих уроков, организации воспитательной работы с классом и родителями школьников. Серьёзная подготовка к урокам, использование новаторских приемов обеспечивали высокое качество знаний у учеников. Осинцева Елена Владимировна пользовалась авторитетом в селе, многие родители хотели отдать своих детей именно в класс Елены Владимировны. К сожалению, в 2015 году по семейным обстоятельствам Елене Владимировне пришлось уехать из Аргаяша. Сейчас она успешно трудится в одной из школ города Копейска.

Новый_рисунок11.jpg

Также с 1985 года в школе работала опытный учитель Воронцова Татьяна Игнатьевна, приехавшая к нам в село из города Златоуста. Татьяна Игнатьевна мастерски строила свои уроки. Каждая минута на уроке использовалась эффективно, работали все ученики, серьезное внимание уделялось индивидуальной работе. Воспитанники учителя становились победителями школьной и районной олимпиад по русскому языку и математике. Воронцова Татьяна Игнатьевна проработала в школе до 2017 года.

После работы в районном отделе образования к нам перешли  работать Багдасарян Суфия Равильевна и Зарипова Сажида Талховна.

Для педагогической деятельности Суфии Равильевны характерен,  прежде всего, гуманистический подход. Много внимания учитель уделяет становлению личности ученика. Поэтому в классах у Суфии Равильевны благоприятные межличностные отношения, дети отличаются высокой самостоятельностью, трудолюбием, умением учиться. В этом юбилейном году Багдасарян Суфия Равильевна вновь набирает свой первый класс.

Зарипова Сажида Талховна, имея стаж работы методиста и инспектора, легко и органично стала заниматься преподаванием в 1989 году. Сажида Талховна заботилась о становлении у учеников грамотной устной и письменной речи. Наверное, поэтому у выпускников Сажиды Талховны  были лучшие сочинения и изложения. Доступно и увлечённо Сажида Талховна объясняла материал на уроке по любому предмету и чётко отрабатывала умения и навыки учащихся. Многие родители школьников обращаются к ней и сейчас за помощью, после ухода из школы в 2014 году.

Учитель начальной школы Беспалова Валентина Васильевна была приглашена в школу в 1987 году из детского садика, где она работала воспитателем. Умело опираясь на возможности и потенциал детской психики, Валентина Васильевна доступно объясняла самые сложные темы. Ученики Валентины Васильевны показывали хорошие результаты в учебе, отличались дисциплинированностью и работоспособностью. Последний выпуск учителя был в 2019 году.

Обухова Елена Васильевна работала методистом в детском саду, с 1987 года её деятельность связана с нашей школой. Уроки Елены Васильевны отличались тщательной продуманностью, системой, в классе всегда был порядок. Качество знаний детей был высоким. Организаторский талант, профессионализм позволили Елене Васильевне стать руководителем, заместителем директора начальной школы. С высокой ответственностью, грамотно, новаторски организовала работу. Подходы, направления деятельности, заложенные Еленой Васильевной до 2018 года, продолжаются и сейчас.

Стажистом школы теперь стала и Максимова Галина Васильевна, которая работает в школе с 1989 года, в этом году набирает следующих первоклассников. Опытный педагог Галина Васильевна старается максимально раскрыть способности своих учеников, добиваясь хороших результатов в их обучении. Галина Васильевна активно занимается общественной деятельностью.

В начале 90-х годов пришли в школу молодые тогда ещё педагоги Пыхтина Наталья Николаевна (выпускница школы) и Хайбуллина Лидия Раульевна. В результате творческого отношения к своей деятельности, использования на практике опыта коллег, новых приемов и методик, сложился стиль работы данных учителей. Сейчас Наталья Николаевна и Лидия Раульевна - опытные и успешные педагоги. С 2019 года Пыхтина Н.Н. ведет также работу заместителя директора в начальной школе.

После окончания педагогического вуза в 1994 году вернулась в родную школу Бачурина Наталья Васильевна учителем начальных классов. На протяжении 27 лет педагогической деятельности Наталья Васильевна стала опытным, востребованным специалистом.

Педагоги, о которых я рассказала, составляют фундамент любой школы. Поэтому везёт школе, где хорошие учителя начальной школы.  У наших педагогов уже за плечами большой опыт, каждая из них сделала несколько выпусков учеников.

До назначения директором школы я, как учитель начальных классов, выпустила шесть классов четвероклассников. Как и у любого учителя, у меня в памяти мои благодарные ученики. Я рассматриваю наши классные фотографии и вспоминаю наш класс.

Со временем школа пополнилась новыми педагогами, пришли молодые учителя начальной школы.

Статья «Ах, как годы летят…» (Сатонина Валентина Васильевна,  директор школы 1995 - 1999гг.)

Валентина Васильевна с 1979 года работала завучем. Она умела вовремя поддержать учителя в его инновациях, стремилась сама постоянно познать тайны учительской профессии. От неё веет добротой, человечностью. С 1995 по 1999 годы она работала директором школы. Ответственно и мудро вела за собой большой коллектив учителей.

В 1968 году после окончания Челябинског педагогического института я вернулась на работу учителем русского языка и литературы в школу №2. До этого закончила 11 педагогический класс, заочно педучилище 2 года, проработала старшей вожатой в школе №2. Первые уроки, первые ученики, сомнения, неудачи, радости, страх. Но все мне помогали преодолеть замечательные наставники: Таисья Леонидовна Кучинская, Роза Загретдиновна Хабибуллина, Галина Николаевна Богатенкова, Тамара Константиновна Ершова, Якупова Людмила Сергеевна, Скороходова Л.П. Делились своей методической литературой, своим богатым опытом, поддерживали словом, приглашали на свои уроки, классные часы. Время шло, потихоньку появилась уверенность. Моему педагогическому росту способствовала работа с замечательными детьми 9в - 10в классов, выпуск 1972 года. Дети приезжали из Курманова, Ново-Соболева, Кузяшева, Акбашева, Метелева. Класс был дружным, активно участвовали во всех мероприятиях, в защите осенних букетов, в фантастическом вечере…(«И на Марсе будут яблони цвести «). Мы были первыми! С любовью оформляли свой кабинет русского языка, готовили дидактический материал. Затем выпуски 1975, 1978, 1985…2004гг.

В 1979 году назначена завучем. Быть учителем учителей, конечно, трудно,  когда в школе работают такие мастера педагогического труда Лёзина Т.Г., Гильманова З.С., Мутаева З.С., Зайцева Т.И., Якупова Л.С., Шагеева А.Т.

Наша работа трудна, но и интересна. Методическую работу организовали совместно с учителями-предметниками подшефных школ Аязгуловской, Курмановской, Бажикаевской, КМО, педчтения, консилиумы, диспуты организовали в этих восьмилетних. Потом эту инициативу подхватили учителя школы №1. В школе постоянно проходили успешно областные, районные семинары, методические выставки для директоров, завучей, которые получали отличные отзывы. Четыре учителя по аттестации получили звание «Старший учитель»: Максимова Е.А., Ершова Т.К., Зайцева Т.И., Богатенкова Г.Н. Торжественно проходила аттестация учителей: обязательно в кабинете, на рабочем месте, где учитель мог показать накопленный опыт, раскрыть все грани методического мастерства. Первыми откликнулись на участие в конкурсе «Учитель года» и достойно выдержали его талантливые учителя: Юлдашева А.Н., Пыхтина Н.Н., Сорокина Т.В., Шафикова З.З., Обухова Е.В. И труд не остался незамеченным. Восемь коллег получили заслуженные награды «Отличник народного просвещения», двое награждены медалью. В 1998 году мой труд тоже был отмечен наградой «Отличник народного просвещения». В стране с 1993 года большие перемены, перестройка. Трудно школе: финансирование по всем статьям приостановлено. Все хозяйственные вопросы, питание детей проводилось взаимозачётом. Порой в школе не было мела. Зарплата учителей задерживалась. В это время меня назначают директором школы (1995 - 1999гг.).

И тогда я чувствовала полнейшую поддержку и опору своего сплочённого, дружного коллектива. Никто не спасовал, не покинул школу, своих воспитанников. Каждый ещё серьёзнее, ответственнее подходил к решению основных задач: воспитать в детях умение ориентироваться в сложившейся ситуации, найти своё достойное место в сложной обстановке страны. В школе совместно с АМУ открывается первый профильный медицинский класс. Опыта маловато, но знакомимся с работой такого класса в городе Белорецке. Администрация района и РОО поддерживают наши начинания. Ответственным за этот класс был завуч Кондрашкин В.А. Учителя начальных классов во главе с завучем Юлдашевой А.Н. смело в обучении используют развивающие методики Занкова, Виноградова. Школа составляет программу развития. На конкурс предоставленных программ школа признана лучшей. Мы выдержали серьёзный экзамен, и в этом большая заслуга Алевтины Николаевны Юлдашевой. Она её достойно защитила, вместе с помощниками Артёмовой Г.П., Кондрашкиным В.А. Время неумолимо идёт вперёд, некоторые мои друзья-коллеги ушли на заслуженный отдых, я тоже пенсионерка, но не мыслю себя без детей, родного коллектива.

Милые родные учителя! Поздравляю со славным юбилеем, здоровья, благополучия, подольше не старейте, оставайтесь всегда молодыми!

Воспоминания Истекбаевой Ирины Исмагиловны – ветерана педагогического труда, учителя русского языка и литературы Аргаяшской СОШ №2 в 1950-е годы

«Моя первая школа»

Окончив Челябинский государственный педагогический институт в 1952 году, я получила направление в Аргаяшскую среднюю школу №2. Мне повезло, что я попала в дружный коллектив опытных учителей. Меня поддерживали и помогали в работе Салимов Агзам Мухлисович, Зюлейха Шакировна Бикбаева, Гайнетдинов Низам Гайнетдинович, Валеева Лилия Галеевна, Зудин Александр Андреевич и многие другие. Здесь я начала свою педагогическую деятельность и как учитель русского языка и как классный руководитель башкирского класса. Работать с ребятами приходилось очень много, но все это окупалось добрыми, доверчивыми глазами моих учеников, их стараниями в учёбе и желанием ответить добром на добро. Я никогда не забуду Хужаева Раиля, весёлого с хитринкой в глазах и с тысячей вопросов, которыми он постоянно пытался поставить меня в тупик; основательного, честного Ансара Гизатуллина; серьёзного и очень доброго Казбека Валеева; лучшего моего помощника во всех походах Марселя Кулмухаметова. Но через год мы расстались, так как меня назначили завучем. Но меня тянет к детям. Я добивалась освобождения от завучества, однако мне не возвращают моих ребят, а дают пришедший к нам из совхозной школы 5-й русский класс. Маленькие, любопытные, которым очень нужна «классная мама» , и я стараюсь ею стать. С первых же дней каждый ученик выбрал себе общественную нагрузку и стал заниматься любимым делом: Женя Галеев и Саша Васильев отвечали за спортивную работу, сами были прекрасными лыжниками, занимались лёгкой атлетикой. Серёжа Миронов увлекался фотографией, и только благодаря ему мы имели фотографии класса и тех дел, которыми занимались: драмкружок, танцы, походы по родному краю, поездки по стране: Москва, Ленинград, круиз на теплоходе по Волге до Ростова-на-Дону, на Чёрное море в город Сочи, Кавказские горы. постепенно классные мероприятия переходили в общешкольные, в проведении которых очень помогала Юшунёва Майя Николаевна, которую все мои ученики помнят и любят до сих пор. Наши классы были дружные. У неё учились Толя Устименко, Рева Загретдинов, Гера Сапожников, Гена Булаев, Неля Болотова, Галя Быкова. Ребята духовно и нравственно росли, становились руководителями школьных ученических организаций: Лида Обухова- секретарь комсомольской организации школы, Рашит Япаров- председатель учкома, Валя Козлова и Тамара Устименко-  члены комитета комсомола школы. Женя Галеев за отличную учёбу и большую общественную работу был награждён путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». В 8-й класс к нам пришёл Фадин Валентин, ученик, не отличавшийся хорошей учёбой и дисциплиной, который даже слышать не хотел о комсомоле, но под влиянием коллектива учащихся закончил 8 классов без троек, в 9-м осознанно вступил в комсомол, а в 10-м был избран комсоргом. Когда ушёл в армию, был избран комсоргом взвода, затем роты.Он часто писал письма о своей работе, трудностях, советуясь, как бы сверяя с классом правильность своих действий.У нас был закон: в первую очередь сделай уроки, а потом займись своим делом. Всё это давалось непросто: беседы, конкретные дела, общение по убеждению и интересам. Из 20 учащихся 10а класса 12 человек получили аттестаты только с «4» и «5», а Лида Обухова окончила школу с серебряной медалью. Класс рос, обретал свой взгляд на мир. То же происходило и со мной. И наше взаимное доброе общение и влияние друг на друга продолжается до сих пор. Все эти 42 года мы периодически встречались, переписывались, и теперь уже чаще я обращаюсь к ним за помощью: к Рае Илимбетовой (врач), Соне Кабировой, Рашиту Япарову. С Валей Козловой мы работали в одной школе в г.Челябинске , а теперь у неё учится мой внук. Постоянно помогают мне словом и делом Тамара Устименко и Венера Хафизова, Валя Булаева и Галя Маркина, Нина Фаткуллина. Очень внимательны ко мне Жавдат Сулейманов и Коля Власов. В Волгограде, когда я ехала по Волге с моими Чукотскими ребятами, нас на пристани ждал Боря Силантьев.  Лида Обухова приглашает к себе в гости на Чёрное море, и в 2000 году мы ездили к ней в Архипо-Осиповку вместе с дочерью, внуком и внучкой. В 2000 году в мае мы с классом встречались в Аргаяше ровно через 40 лет после окончания школы. И я увидела их такими родными и добрыми, такими же чуткими и внимательными, какими они были в школе. Волнующей была эта встреча. В память о ней осталась видеокассета. На эту юбилейную встречу приехала Лида Обухова и привезла привет с Чёрного моря. Удалось повидаться с Борей Пыхтиным, не было с нами Галеева Жени, Гусельщикова Ивана, Силантьева Бориса, Хусаиновой Луизы, Ершова Геннадия, Фадина Валентина. Ребята, где вы ,отзовитесь! Моему выпуску я очень благодарна за то, что они не обманули моих ожиданий. Я их бесконечно люблю, хотя у меня было много выпусков, классов замечательных, но к этим у меня особое чувство теплоты. А они мне отвечают: «Это потому, что мы у вас были первыми».

СТАТЬЯ «Кто идёт - оставляет след» (С.Т. Ершов, учитель, завуч Аргаяшской средней школы №2)

В 1982 году Аргаяшской средней школе №2 исполнилось 60 лет, а 5 февраля 1983 года был проведён юбилей, съехалось множество гостей. Вспомнить и помечтать было о чём. В школе - встреча поколений многих лет, приветствия, беседы,  воспоминания о прошлом, об учителях и о судьбах выпускников, работе, семьях, о счастье и утратах, о будущем. Смотришь вокруг - на всех лицах выражение радости от того, что идёт человек по жизни уверенно, оставляя добрый след людям. Об этом поделюсь примерами.

Открылась школа в 1922 году. Её первый директор - Фархи Тимергазин, он же организовал комсомольскую ячейку, окончил институт, аспирантуру, 25 лет работал в Уфимском пединституте, заведовал кафедрой педагогики, кандидат наук. Первыми и любимыми учителями были А. М. Салимов (награждён орденом Ленина), Динмухамед Хафизов (награждён орденом Трудового Красного Знамени). В школе работал один из лучших методистов кантона Хамидият Сюндюков. До 1924 года школа размещалась в Метелево. В 1925 году в школе событие - выпуск из 7 класса, присутствовали руководители кантона. В 1941 году - первый выпуск 10 класса (средняя с 1938 года). В 20-е годы не было учебников на башкирском языке, но дети к учёбе относились с прилежностью, всё внимание к учителю, поведение безупречно, никогда на собраниях не стоял вопрос о дисциплине.

Вот первые ученики.

Закир Якупов, комсомолец с 1922 года, коммунист с 1927 года, председатель колхоза «Декабрист», имел четыре ранения и две контузии на фронте, инвалид.

Зайнулла Иксанов, комсомолец с 1922 года, коммунист, участник войны, доктор и профессор медицинских наук, заслуженный деятель наук.

Марфуга Хафизова – врач-хирург.

Рамазан Кузыев - кандидат наук, научный сотрудник Уфимского филиала АН СССР.

Мухамадей Губайдуллин - директор краеведческого музея БАССР.

Хай Мухамедьяров - известный поэт, погиб в бою с фашистами в 1941 году.

Халик Заимов окончил Московскую консерваторию, председатель союза композиторов Уфы, участник войны.

Катиба Киньябулатова – писательница.

Нигамат Бикметов – бывший редактор журнала «Учитель Башкирии».

Хуснулла Валеев - лётчик, преподаватель лётного училища.

Лукман Галимов - секретарь РК партии, секретарь Верховного Совета БАССР.

Кадыр Тимергазин - доктор геологии, профессор, заслуженный деятель наук, председатель Верховного Совета БАССР, участник войны.

Раиса Мухамедьярова - врач-травматолог в Уфе, награждена на фронте орденом «Отечественная война» II степени, медалью «За боевые заслуги», орденом Трудового Красного Знамени.

Гаяз Исламетдинович Баймурзин - Герой Советского Союза, его имя носит школа.

Хамид Байгильдин - бывший секретарь РК партии, председатель райисполкома и другие.

Ряд работников школы участвовал в боях за нашу Родину с немецкими захватчиками. Среди них: С.Х. Хусаинов, М.Ж. Янбаев, А.А. Зудин, В.В. Губанов, Н.Г. Гайнетдинов, Б.В. Хашимов, А.И. Слинкин, В.А. Ершов, Л.Г. Хайбуллин, С.Т. Ершов.

Хажи Алмаев - погиб в бою, Аваль Магафуров - погиб, Гата Галеев - умер от ран, Асгат Аблаев - пропал без вести. Отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины многие выпускники и те, что вышли из 10 класса в 1941 году: Зинур Гайсин, Ансар Фаттахов и др. Сколько можно
назвать новых имён выпускников, работающих теперь в
народном хозяйстве, на селе, в культуре и науке. Среди них медалисты, общественники школы.

Анатолий Шумилов окончил физико-математическую школу при МГУ, институт, инженер-математик. Валентина Пряхина - Менделеевский стипендиат, инженер. Наташа Емуранова - Ленинский стипендиат, окончила Ленинградский университет с отличием, аспирантуру, преподаватель в этом же ВУЗе. Андрей Емуранов - с отличием закончил Челябинский университет. Сергей Благинин – медик, Вера Крысенко - с отличием Челябинский мединститут, Виль Ягудин – инженер-архитектор в Ленинграде, Амур Хашимов - после аспирантуры преподаватель ЧПИ, Богатенков Алексей - студент МГУ имени Ломоносова. Хорошие ученики могут только быть у работящих и талантливых учителей, которые следуют принципам и традициям советской школы. В последние годы в средней школе №2 работали учителя-мастера своего дела: Т.А. Фролова, Г.Н. Лапшина, Б.В. Хашимов, Г.Г. Асадуллина, Т.Г. Лёзина, Л.П. Скороходова, Р.З. Хабибуллина, Л.И. Баева, Г.Н. Богатенкова и др. История школы продолжается, она будет ещё богаче. 

СТАТЬЯ «К дальним походам готовы!» (Неля Фаткуллина)

В начале каждого учебного года учащиеся АСОШ №2 проводят в лесу традиционный туристический слёт. Сейчас трудно вспомнить , когда в нашей школе зародилась эта традиция. В нашей школе несколько лет назад работал О.В.Чиглинцев, заинтересовавший ребят этим видом спорта. (спортивным ориентированием).  Его ученики участвовали в областных турнирах, занимали призовые места. А сейчас проводить соревнования помогает наш выпускник, учащийся аграрного техникума Вильнур Каримов, он разрабатывает маршрут, составляет план и карту местности. Лесная поляна вблизи Норкинской рощи расцвела от золотого убранства деревьев и детских улыбок. Организаторы слёта- учитель географии Л.А. Перевозчикова и физкультуры- Д. И. Исмагилов- знакомят ребят с этапами соревнований: ориентирование по компасу и карте, преодоление полосы препятствий, отработка переправы по канату и бревну. Один из интереснейших этапов- «бивак»: соорудить  жилище, развести костёр и приготовить пищу, показать номер класса. В число организаторов и судей вошли 11- классники. Все команды показали отличные результаты (400участников). После бега и преодоления препятствий разгорелся аппетит. Пятиклассники порадовали бишбармаком, девятиклассники- пюре с сосисками, импровизированные столы с салатами, испечённая картошка, блины, плов. Самое главное- во время таких соревнований проявляется командный дух, чувство сплочённости, умение помогать друг другу.

Перед тем ,как уйти из леса, мы привели поляну в первоначальный вид, убрали мусор, ведь одна из заповедей туриста - не навредить природе.

СТАТЬЯ «Испекли метеорит» (Педагоги начального звена АСОШ №2)

Уже много лет аргаяшская школа №2 работает в тесном контакте с районной детской библиотекой.Библиотекарь Алла Денисенко часто приходит к нашим учащимся с новыми идеями.Это и уроки, посвящённые известным писателям, и литературные праздники, и викторины. Мы с удовольствием ходим на экскурсии в библиотеку.Дети знакомятся с новыми книгами, журналами. Работает«библиотека первоклассника». Общий стаж работы Аллы Николаевны- 25 лет. Это специалист высокого уровня. К своей работе относится добросовестно, с душой, умеет общаться с детьми, увлекает своими рассказами. Перед весенними каникулами Алла Николаевна провела праздник «Хрустальная капель», посвящённый уральским детским писателям. Помогали учащиеся 4а класса Артём Обухов,  Ринат Тимирбаев, Елизавета Савинова, Елена Вихляева, Людмила Ершова. В канун Дня космонавтики к нам пришла Альбина Халимова. Она рассказала о первом космонавте- Юрии Гагарине. Дети увидели ракету, на которой он облетел Землю, отрывок из фильма о Гагарине. Мы, учителя начальной школы, говорим спасибо нашим друзьям-  Алле Николаевне и Альбине Фазыловне за сотрудничество.Классные часы, посвящённые открытию околоземного пространства, первому полёту в космос 53 года назад, вызвали бурю восторга у девчонок и мальчишек. В завершении космической недели было организовано «Звёздное кафе». В коридоре рябило от соцветия красок и множества кулинарных шедевров. Вкусные «космические

корабли»,  «звёзды»,  «осколки метеорита», дети готовили вместе с мамами и бабушками. Аня Лёзина, Кристина Рубан, Женя Валеев, Кристина Ерошкина- победители космического конкурса. Все неподражаемые вкусности были съедены юными кулинарами.

СТАТЬЯ «Стадион европейских стандартов»  (Егор Харченко)

В Аргаяше,рядом с АСОШ №2,и в п.Ишалино,в Краснооктябрьской школе,открылись мини-стадионы с искусственным покрытием.Эти площадки стали очередным достижением проекта «Кубок « Новатэк»-«Шаг к большому футболу!». Мини-стадионы – заслуженная награда аргаяшским и ишалинским юниорам , одержащим волевую победу в футбольном сезоне 2013 года над очень серьёзными соперниками. На открытии этой арены будущих футбольных страстей, красивых голов, зрелищных матчей-самые известные и уважаемые люди. Начальник Кыштымского участка абонентской службы «Новатэк» Александр Севастьянов, заместитель главы района Луиза Юсупова, Председатель Совета депутатов Аргаяшского сельского поселения Константин Митрофанов, руководитель муниципального учреждения «Физкультура и спорт» Руслан Алимов, директор АСОШ №2 Альфира Юлдашева. Тут же- ветераны спорта, жители окрестных городов, родители будущих чемпионов. Денис Хусаинов уже провёл тест- драйв нового газона и полностью им доволен. - Такие площадки начинают пользоваться большим спросом, популярностью у детей по всей области. Уверен, прорезиненное покрытие позволит пользоваться площадкой круглый год, объясняет А. Севастьянов. - Желаю аргаяшцам и ишалинцам стать не только российскими чемпионами, но и покорить Европу и мир. В знак признательности за роскошный подарок учебному заведению директор АСОШ №2 Альфира Нургалеевна вручает «Новатэку» благодарственное письмо. Звучат торжественные речи, красивые слова. И вот, наконец, долгожданный миг! Символическую красную ленточку под аплодисменты, разрезают А.Севастьянов, А.Юлдашева и Руслан Алимов. Напомним, что турнир по мини – футболу на кубок «Новатэк» среди команд школрайона проходит при поддержке министерства и науки Челябинской области. Победителям футбольных турниров компания построила и передала 13 площадок с искусственным газоном.

СТАТЬЯ «Школа смотрит в будущее» (А.Асенова, педагог дополнительного образования МОУ АСОШ №2)

В судьбе каждого человека есть своя школа, которая ведёт не только в страну знаний, но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека.В свои 90 лет МОУ Аргаяшская СОШ №2 по прежнему молода, неиссякаема на таланты, творчество, изобретатель-скую инициативу. В учебном заведении накоплен бесценный опыт, созданы условия качественной подготовки социально адаптированного человека. Жизнь учеников «второй»активная, интересная и бурлящая, в ней нет места скуке и унынию. Нелегко быть сегодня директором современной школы, но А.Юлдашеву отличают целеустремлённость, большие планы на будущее, высокая работоспособность. Она считает, что в современной школе нет неталантливых детей,  нужно только быть заинтересованным в успешности начинаний ребёнка, так как от этого зависит и успешность самого учебного заведения. В педагогическом коллективе работают профессионально грамотные учителя, которые готовы поделиться своими творческими талантами с другими, и благодаря им школа всегда находится в творческом развитии. На своих занятиях учителя создают тёплую, эмоционально безопасную , атмосферу, уважают личность,  её ценности , поощряют работу воображения. Много разнообразных мероприятий прошло в школе в 1 полугодии 2015- 2016 учебного года под руководством зам. директора по воспитательной работе М. Рахимовой. Ежедневно на сайте школы появляется информация о мероприятиях, успехах учащихся и учителей. Роль дополнительного образования уникальна. Педагоги активно сотрудничают с Аргаяшским ЦДТ, ДЮСШ, ДК, школой искусств. Обязательным является психологическое сопровождение, которое осуществляет школьный психолог А. Ферингер. В школе действуют 5 объединений дополнительного образования: художественно- эстетическое, патриотическое, физкультурно- оздоровительное, спортивно- техническое, проектно-исследовательская деятельность, в рамках которых ребята выступают в конкурсах и фестивалях. Юные исследователи  вместе со своими руководителями научного общества учащихся (Л. Хакимова, Е.Маркина, С.Фёдорова, А.Танеева, А.Абылхасынова) усердно трудятся над выбранными темами и готовятся к научно- практической конференции. Это не так просто. Свои работы они отправляют на областные всероссийские конкурсы, а также в ЧелГу, ЮУРГУ, ЧГПУ, на всероссийский фестиваль творческих инициатив и начинаний «Леонардо» (г. Москва). Школа участвует в российском проекте «Эрудиты России», в 3-8 классах проходят командные конкурсы «Интеллект-битва». Работа с талантливыми и одарёнными детьми начинается с начальной школы. Увлекательные занятия проходят в кружках «Эрудиты» (С.Багдасарян, Н.Пыхтина),  «Занимательная физика» (Г.Максимова), «Лингвоцентр» (А.Шувалова). Танцевальные кружки ведут опытные учителя О.Рахматуллина, Д.Хабибуллина, брейк-данс- Э. Гизатуллин, музыкальный клуб- М. Валиуллина. Благодаря современной спортивной базе,  таланту учеников, профессионализму учителей физической культуры Д.Исмагилова,  Г. Смесовой, В.Осинцева,  Р.Зиннурова достигнуты высокие результаты по баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике, лыжной подготовке. Воспитаны победители и призёры спортивных соревнований разных уровней. Несколько лет руководит шахматным клубом З.Юмасултанова, Д.Нурмухаметова. Активно помогает в проведении шахматных турниров ветеран педагогического труда Ф. Валеев. Самых настойчивых и терпеливых объединил кружок «Лего-конструирование» (руководитель Э.Гизатуллин. Со школой сотрудничает много лет наш выпускник , творческий и талантливый И. Хуснуллин. Приоритетное направление – гражданско- патриотическое. Музейные уроки, военно-патриотический клуб (Р.Сайфуллина), школа лидеров (М.Рахимова), конференции продолжают традиции воспитания будущего поколения. Коллектив школы принял участие в областном конкурсе «Герои Отечества –наши земляки», в номинации «Помним всех поимённо» занял 2 место. Делегация была приглашена на награждение в ЧелГУ, где председатель совета ЧРОО участников боевых действий «Родина» С. Седнев вручил дипломы. Вручены грамоты ученикам Л. Хайбуллиной и Г. Максимовой на областном конкурсе на лучшее знание государственной символики. Традиционно ученики 6- 11классов активно участвуют в многопрофильной инженерной олимпиаде

«Звезда» (ЮУРГУ), международных игровых конкурсах «Золотое Руно» (О.Строзюк), «Пегас»по литературе (А.Абылхасынова), всероссийских предметных олимпиадах «Олимпус», «Белый ветер» (Р. Сайфуллина), международной олимпиаде «На страже экономики» (А.Танеева, Е.Буркова, Р.Сайфуллина), международной олимпиаде по основам наук, региональной по физике (РОСАТОМ, З.Хидиятуллина),  «Кит», интеллектуальной игре «Умка» (учителя начальной школы),  «Британский бульдог» (А.Обухова, А.Шувалова, З.Шафикова, З.Сафиуллина, А.Кадермятова). В этом году команда школы «Феникс» заняла первое место в игре «Гордость района» (рук. Р.Сайфуллина). Благодаря профессиональному мастерству коллектива , талантливым детям школа смотрит в будущее, позволяя учащимся определить своё «место под солнцем». И кто его знает, может, кто- то из учеников АСОШ №2,  в будущем станет известным человеком, реализует свой потенциал с пользой для себя и общества.

 

persdetiЧто ты знаешь о персональных данных?

Ответь на 8 вопросов

Проверь свои знания о персональных данных и их защите.

ПРОЙДИ ТЕСТ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
© 2024. Все права защищены.