ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МОУ АРГАЯШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
им. Героя Советского Союза Гаяза Исламетдиновича Баймурзина
Челябинская область c. Аргаяш ул. Комсомольская д.29
+7 351 31 2 17 58
002sch22@mail.ru

МОУ АРГАЯШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

им. Героя Советского Союза Гаяза Исламетдиновича Баймурзина
МЕНЮ
  • Сообщить о проблеме

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     
  • Год семьи 2024

    2024 год в России объявлен Годом Семьи

    22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.

    Подробнее...

Эта памятная запись об истории школьной жизни в период 1922 -1958 годов, безусловно, этот труд односторонний. Нужно много сил и энергии для дополнения. На память оставляю две фотографии: коллектив учителей 1937 года и сцену из пьесы «Карлугач» - 1956 год.

Учитель-пенсионер, орденоносец Акзам Салимов

05. 09. 1967г. п. Аргаяш Челябинской области

История школы (из воспоминаний учителя родного языка

Салимова А. М. )

Составил Ершов Степан Тимофеевич, май 1985 год

В царской России башкирский народ не был освобожден от феодализма. Бедные и трудящиеся народы находились под игом русской и башкирской буржуазии, жили в страшной нищете, бесправие, гнёт, издевательства терпели народы.

По статистическим данным того времени безграмотность составляла 90%, башкирский народ не имел своей письменности, а пользовался письменностью восточных народов. Для того, чтобы знать религиозные книги, изучали арабскую письменность и арабский язык.

На территории современного Аргаяшского района в башкирских деревнях было всего 3 русско-башкирских школ. В мечетях, которые находились под ведомством Муллы, учили арабской письменности и исламской религии. Победа Великой Октябрьской социалистической Революции, осуществленной и руководимой Великим Лениным, Коммунистической партией, принесла всем народам, в том числе башкирскому, свободу и спасенье, установила дружбу и братство между всеми национальностями. Трудовой народ понял, что их желания тесно связаны с политикой Коммунистической партии; они отделились полностью от башкирской буржуазии и навечно связали свое будущее с русским рабочим классом, с коммунистической партией. В тяжелое время для революции 20 марта 1919 года башкирский народ влился в Красную Армию. 23 марта 1918 года был подписан декрет о создании Башкирской Советской Социалистической республики; были созданы Башкирская Республика, кантоны, в которые входили партийные и советские органы. В Аргаяшский кантон вошли теперешние Аргаяшский и Кунашакский кантоны с центром в поселке Аргаяш. Молодой республике нужны были кадры, воспитанные на коммунистических идеях. Всюду не хватало учителей, врачей, агрономов, техников, инженеров, работников в партийных и советских учреждениях. Перед партийными работниками встала задача: из рабочих, трудящихся, крестьян за короткое время подготовить нужные кадры. Открыты рабфаки, техникумы, институты в городе при заводах и в деревнях открывались школы 1 и 2 ступени. Аргаяшская средняя школа №2 была открыта как школа 2 ступени в д. Метелево в 1922 году. Эта была одна из первых школ 2 ступени, открытых в Аргаяшском кантоне из 6 таких школ, созданных в республике. Школа разместилась в школе 1 ступени, а школа 1 ступени была переведена в дом, где разместилась мастерская. 3 класса, интернат, директорская, столовая были вместе.

Комнаты были высокие, окна большие, света было достаточно, обзавелись небольшой мебелью, кабинетов не было, наглядных пособий очень мало, лишь маленькая столярная мастерская. Учащиеся были собраны со всего кантона. Самыми первыми учениками школы были:Якупов Закир, Ихсанов Зайнулла, Афлятунов Баймурза, Гузаиров Мухаметжан, Хафизова Мархаба, Кузыев Рамазан, ГибадуллинМухамадей, Файрузов Шаугали, Хафизова Майрам, Халитова Магий. Девочек-учениц было очень мало. Приход в школу первых девочек был первым проблеском новой жизни.

         Учащимся выплачивалась стипендия 7 рублей, кроме того – бесплатное питание, интернат, постель, помощь с одеждой, бесплатные письменные принадлежности, учебники. Обучение бесплатное, школу обеспечивали учителями.

         В 1922- 1923, 1923 – 1924 учебных годах школа находилась в д. Метелево. Директор школы-Тимиргазин Фархи, учителя-Динмухаметов Хафиз, Агзам Салимов, Ю. Исангильдин. Позднее Фархи Тимергазин закончил Уфимский пединститут, Московскую аспирантуру и получил звание кандидата педагогических наук. До последних лет жизни, около 25 лет, преподавал в Уфимском пединституте и заведовал кафедрой педагогики.

         В первый год у учащихся не было учебников по математике, физике, истории, географии на башкирском языке, учились по русским учебникам. По башкирскому языку учили морфологию, синтаксис, по башкирской литературе-произведения М. Горького, М. Гафури, Тукая.

         Ученики писали грифелем по сланцевым маленьким черным дощечкам. Учащиеся в одном классе не были одного возраста, были переростки. Учебные программы были очень маленькие, в них был перечень небольших тем. По отдельным предметам давались короткие объяснения.

         В школе было много материальных и организационных трудностей. Ещё не было создано новой педагогики, учебников, методики, пособий, не издавались газеты, методические журналы. Первейший долг учителя- дать учащимся знания на основе марксизма-ленинизма, воспитать их на коммунистических идеях. С какими трудностями встречались учителя и школа в этом отношении, шли по нехоженым проторенным тропам! Но учителя нашли в себе силы преодолеть все эти трудности. Вера в правоту дела партии, преданность ей, любовь к Родине, партии, великому Ленину, пробудили в школьном коллективе бесконечную силу, горячее послание и стремление.

         Учащиеся из близких деревень жили в интернате, воскресные дни проводили в родных селах. Учащиеся из очень дальних деревень уезжали в свои деревни только на праздники и каникулы, а приезжали к ним родители. Учащиеся не пропускали уроки без уважительных причин. Учителя отдавали все свои силы, талант, чтобы дать учащимся хорошие знания, чтобы повысить эффективность обучения и воспитания, а учащиеся учились со старанием и упрямством. Собранность в классе, внимание к уроку, желание усвоить материал на уроке, дисциплина на высоком уровне. Я не делал ни одного замечания в классе учащимся, также и от других учителей не приходилось слышать, что они делают замечания. Не было необходимости обсуждать на классных собраниях поведение отдельных учеников или группы учащихся.

         Знания учащимся давались нелегко. Учителя отдавали много сил неуспевающим ученикам, оказывали помощь после уроков, старались повысить эффективность урока, считали урок главной формой передачи знаний учащимся.

         При встрече с первым учеником Рамазаном Кузыевым в 1961 году, когда речь зашла о его школе и школьной жизни, он сказал: «Современные школы невозможно сравнить со школами того времени. Сейчас в школе есть кабинеты, снабженные приборами, химикатами, моделями различными наглядными пособиями, пионерские комнаты, спортзалы, спортплощадки. А раньше кроме географической карты ничего не было. И знания давались нелегко. Мне, деревенскому мальчишке, не жившему среди русских, особенно трудно давался русский язык. Я приложил много усилий, чтобы освоить русский язык. Я читал много произведений на русском языке, заучивал стихи, старался правильно произносить слова, правильно говорить, грамотно писать. Чтобы усвоить хорошо грамматику, правильно писать, я делал много упражнений сам, много переписывал, писал про себя диктанты, с товарищами. И наше упрямое трудолюбие победило».

         С уроками в классе переплеталась воспитательная работа с учащимися. В то время не было таких терминов, как «классный час», «политинформация», а просто говорили «воспитательная работа в классе». Во время нее знакомились с политикой в стране, событиями внутри страны и за рубежом, с внутренней и внешней политикой страны. Также проводились беседы на темы «Как вести себя на уроке», «Как готовить домашнее задание», «О любви и уважении к людям», «О товариществе», «О дружбе и братстве между народами», «О положении женщин». На антирелигиозные темы читали краткие рассказы, стихи, известия из газет, проводились экскурсии.

         Когда учёба вошла в колею, началась подготовка по созданию комсомольской организации. Работу по подготовке учащихся к комсомолу вел ФархиТимергазин. Накануне Октябрьского праздника в 1922 году комсомольская организация кантона приняла учащихся в свои ряды. На собрании в школе первым комсомольцам были вручены комсомольские билеты.

         После приёма была создана комсомольская организация школы. Первыми комсомольцами школы были товарищи Якупов Закир, Кузыев Рамазан, Хафизова Мархаба, Ихсанов Зайнулла. Несмотря на малое число, комсомольцы были в ученическом коллективе хорошим ядром, стояли в первых рядах, показывали хорошие примеры. В течение учебного года в ряды комсомола влились новые учащиеся. Комсомольцы учились хорошо, принимали активное участие в повышении успеваемости, в общественных делах они были организаторами и шли всегда в первых рядах, давали концерты, ставили спектакли, работали на пришкольном участке, всегда успевали в учебе.

         Учащиеся с интересом участвовали в общественных делах. Они смотрели концерты, спектакли учителей и учащихся. Увеличивалось число участников художественной самодеятельности, на представления стали приходить дети, молодежь, люди повзрослее, женщины, которые стояли в стороне от общества, их родственники. Девушки-ученицы стали участвовать в постановках и концертах. У сельских девушек не хватало смелости выйти на сцену, а юноши постепенно становились участниками представлений. Увлечение сценой постепенно росло и ширилось. Учащиеся участвовали в приглашении людей на лекции, доклады, помогали в ликбезе.

Школа в Аргаяше

         Летом 1924 года школа была переведена из деревни Метелево в посёлок Аргаяш. Были переведены и учащиеся.

         Школа в Аргаяше была расположена в конфискованном здании контрреволюционера муллы Курбангалеева (ныне дом №___ по улице Гагарина). В школе было 3 классные комнаты, учительская, столовая, кухня. Классы были очень маленькие. Из года в год количество учащихся в 5-7классах увеличивалось. Такие условия работы тормозили расширению учебно-воспитательной работы учащихся. Интернат школы был очень маленький, поэтому большинство учащихся жили на частных квартирах.

         Весной 1925 года Аргаяшская школа выпустила своих первых выпускников из 7 класса. Первыми выпускниками были Хафизова Мархаба, Гибадуллин Мухибулла, Файрузов Вали, Халитова Маги. На торжественном вечере по случаю первого выпуска школы участвовали руководители кантона, родители, учащиеся, гости. Учителя и учащиеся были полны гордости и радости. Выпускников проводили с поздравлениями доброго здоровья, счастья, успехов в дальнейшей работе.

         В период восстановления народного хозяйства страны с каждым годом остро чувствовался недостаток в новых кадрах. Для обеспечения школ новыми кадрами в городах были организованы много дневных и вечерних рабфаков, техникумов, вузов. При вузах организованы подготовительные курсы. Вновь открыты средние школы.

         С целью подготовки для поступления в вузы и техникумы в Аргаяше открыты подготовительные курсы(1 месяц) для учащихся. Выпускники из 7 классов, закончив эти курсы, были направлены в различные учебные заведения.

         Перед отправлением на учебу я обратился к выпускнику школы Ихсанову Зайнулле: «С какими мыслями вы вступаете на большую дорогу?»Он ответил: «Моя главная цель - закончить рабфак, поступить в вуз. Это будет моим ответом на заботу о нас партии и правительства. ИмяКомсомола не запятнаю». Ихсанов и его товарищи оправдали доверие партии. Товарищ Ихсанов Зайнулла успешно закончил медицинский институт, затем аспирантуру. В настоящее время он - профессор, ректор медицинского института в Уфе.

         Кузыев Рамазан обучался в вузе в Москве, в настоящее время он - научный сотрудник Института истории языка, литературы в Башкирии, Уфимского отделения Академии наук СССР.

         Кузыева Мархаба(бывшая Хафизова Маги)закончила медицинский институт, ныне известная в Башкирии врач-хирург.

Школа в Кузнецком (лето1925года – осень1928 года)

         Летом 1925 года в своём полном составе была переведена в село Кузнецкое. Там она находилась до осени 1928 года. Комнаты в школе сравнительно просторные, учителям тоже нашлись квартиры для жилья. Таким образом, сравнительно улучшились условия для учебно-воспитательной работы.

         Нары были заменены простейшими деревянными кроватями, на которых были прикреплены деревянные доски, настланы на них матрасы, набитые соломой. Увеличилось количество парт, улучшилось питание, расширилось хозяйство школы. На приусадебном участке школы росли овощи. Расширилось освещение школы керосиновыми лампами.

         Промышленное производство продуктов потребления в конце 1925 года достигло уровня 1914 года. В 1926- 1928 годах были достигнуты первые успехи в индустриализации страны. Страна превратилась в сплошную строительную площадку. Продолжалась электрификация страны. Вступила в строй Волховская ГЭС (1926 год). Начаты строительство Днепрогэса и Свирской ГЭС. В Саратове и Ростове начато строительство первого завода, выпускающего сельскохозяйственные орудия, на Волге начато строительство большого тракторного завода, начата подготовка строительства Криворожского, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических гигантов. Если в 1926 году в сельскохозяйственных парках страны насчитывалось 14 тысяч тракторов, то в 1929 году на полях страны работало 35 тысяч тракторов. Крестьяне стали организовывать товарищества, покупали сельхозмашины для коллективного использования. Количество таких товариществ возросло в 1929 году в 5 раз по сравнению с 1925 годом. Начался закуп колхозами у государства сельхозмашин. В 1927 году была создана первая тракторная колонна, в 1928 году в ноябре в совхозе им. Т. Шевченко Одесского округа была впервые построена машинно-тракторная станция(МТС).

         Все эти успехи дальнейшего строительства нашей страны не могли не отразиться на учебно-воспитательном процессе. В связи с новыми задачами были составлены и новые учебные программы. Выросли тиражи журналов и газет. Школа стала получать издания: «Учитель Башкирии», «Математика в школе», «Русский язык в школе», «Учительская газета».

         Настало время обобщить опыт учебно-воспитательной работы и организовать широкий обмен опытом среди учителей школ. В соответствии с новыми задачами вышли новые учебники на русском и башкирских языках. Школьная библиотека пополнилась новой литературой на русском и башкирском языках. Среди них были произведения известных башкирских писателей Даута Юлтая, А. Тагирова, Имая Насыри, Б. Ишимгулова и других.

         Произведения этих писателей были введены в учебную программу и включены в новые учебники для изучения в школе. Изменилась и тематика уроков, и содержание учебников. В них главное место заняли тема социалистической индустриализации и развитие социалистического сельского хозяйства, классовая борьба в стране. Расширился обмен учебников и изменилось их содержание.

         В 1926 году в школе были созданы впервые физический и химический кабинеты. Почетное место в шкафах заняли первые приборы и химикаты. Был организован педагогический совет, который стал центром учебно-воспитательной работы. Были пересмотрены рабочие планы школы и актуальные проблемы.

         В 1927-1928 годах были поставлены следующие вопросы:

-изучение решений 15 съезда ВКП(б);

-задача школы с трудностями заготовки хлеба;

-первые колхозы в сельском хозяйстве и задачи школы в связи с этим;

-успеваемость учащихся в школе и борьба за её улучшение;

-атеистическое воспитание учащихся.

         В эти годы я работал инспектором кантонского отдела народного образования(РОНО). По долгу службы приходилось быть членом комиссий по проверке работы школ и экзаменов в школах. Члены комиссий всегда были довольны работой школ. Конечно, были и недостатки, они исправлялись во время.

         Количество учащихся в школе увеличивалось, классы стали полноценными. В числе учащихся были Юнусов Габбас(ныне житель п. Аргаяш, работник конторы сельэнерго), Хусаинов Сагадат(учитель Курмановской восьмилетней школы), Файзуллин Вали, Шаимова Гайша, Садыков Гани, Магафуров Аваль, Галимов Лукман, Байгильдин Хамит, Галимов Салям(поэт Башкирии) и многие другие. Учителями работали в то время Баян Якупов, Маги Якупова, Курбанова Вера Андреевна и другие. Они были влюблены в свою работу, неустанно повышали свои знания, работа их всегда была примерной. К учащимся были требовательны, справедливы и внимательны, честны. Они оправдали своим добросовестным трудом доверие партии и правительства. Их достойный пример оказал хорошее влияние на других.

         Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что в школе были переростки, они жаждали знаний, отличались упорством и оказывали положительное влияние другим в школе. Уроки проходили организованно и, в большинстве своем, качественно. Широко применялись на уроках физические приборы, химреактивы и другие наглядные пособия, изготовленные руками учащихся.

         Я обратился к товарищу Якупову Баяну, в то время директору школы: «Как понимают учителя свои обязанности учителя-воспитателя?»Он немного призадумался и ответил: «Партия нам, учителям, доверила почетную задачу –коммунистическое воспитание молодого поколения, формирование нового поколения, формирование нового советского человека, строителя новой жизни. Это находит глубокое понимание в каждом из нас. Нам помогает парторганизация. Комсомольская организация школы является застрельщиками всех хороших начинаний, активны, показывает хороший пример. Учителя преданы своей работе, работают добросовестно с большим политическим подъёмом. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы оправдать доверие партии и правительства. Наши усилия, старания дали свои плоды: успеваемость учащихся в каждой четверти возрастает, крепнет дружба между учащимися. Коллектив школы готов выполнить любое задание партии». Эти слова были не преувеличением и не просто красивыми словами, а была объективная заслуга коллектива школы. Это была правда.

         В 1926- 1928 годах в Аргаяше было построено двухэтажное деревянное здание школы. В этих же годах были построены заново здание кантисполкома, кантком партии(здание медучилища). Эти построенные здания были первыми строениями в годы советской власти в Аргаяше.

         В 1929- 1930 годы на месте теперешнего стадиона выросло деревянное здание дома культуры, был заложен сад имениГорького силами комсомольцев поселка. Народ радовался и восхищался этими новыми строениями. Они были как пример свободной красивой жизни.

         В конце августа 1928 года Аргаяшская школа из села Кузнецкого была переведена в новое здание школы в поселок Аргаяш. В торжественном открытии участвовали представители канткома(ВКП(б), кант исполкома, учащиеся, молодежь посёлка. После приветственной речи представителя канткома выступали представители разных учреждений и родители. Их влиятельная речь вместе с желанием и радостью народа прозвучала преданной любовью партии и государства. Разрезана лента и люди потоком двинулись в школу. 2 больших зала, 8 классных комнат, кабинет директора, учительская открылись перед ними. Приятный запах сосновых стен принял народ в свои объятия, и люди свободно вздохнули. В результате открытия школы были получены новые парты, столы, шкафы, а для интерната - койки и постельное белье. Были открыты кабинеты физики, химии, математики и сельского хозяйства, оснащенные новыми приборами, моделями, химреактивами, в основном, как оборудуются кабинеты средней школы. Школа ещё раз помолодела, похорошела и пополнилась.

         В 1930- 1931 годах было построено шестикомнатное здание интерната. До построения нового интерната на нижнем этаже школы был интернат, а на втором этаже - классные комнаты. Балки потолка первого этажа были заложены, технически не предусмотрены, поэтому, боясь обвала потолка, пришлось подставить столбы-подпорки на нижнем этаже. В результате роста числа учащихся и перехода школы от 7-летнего образования к 10-летнему ускорилась задача для постройки большого здания школы.

         В1955- 1959 годах было построено новое типовое здание школы из кирпича и 3 этажей. Появились мастерские, новые кабинеты. В школьные мастерские и кабинеты поступило новое усовершенствованное оборудование. В жизни школы была ещё одна радость.

         10 января 1958 года было торжественное открытие нового здания школы. Представители района, родители, учителя и учащиеся приняли участие в этом открытии. Участники высказали от души огромное спасибо в адрес партии и правительства за их внимание и заботу. Обещали ещё сильнее сплотиться вокруг партии и повысить учебно-воспитательную работу. Не было конца радости и восхищения. Разрезали ленту, открылась парадная дверь школы, люди направились внутрь здания.

         Школа вторично помолодела. Теперешняя средняя школа №2 носила разные названия:

- 1922 – 1928 годы -Аргаяшская трудовая школа 2 ступени;

- 1929 – 1932 годы -Аргаяшская школа колхозной молодежи;

- 1932 – 1938 годы -Аргаяшская неполная башкирская школа;

- 1938 – 41 годы -Аргаяшская полная башкирская школа;

- 1941 – 1949 годы -Аргаяшская неполная средняя школа(башкирская);

- 1949 – 52 годы -Аргаяшская башкирская полная средняя школа.

         С 1 сентября 1952 года в школе открылись русские классы, и школа стала русско-башкирской, поэтому школа носит название –Аргаяшская средняя школа №2.

         До 1925 года в школу принимали всех учащихся, но с 1925 года, не принимая детей богачей, стали принимать детей тружеников, рабочих, батраков, бедняков и середняков. Принимались учащиеся в школу, направленные советскими органами. Этим самым школа очистилась от посторонних элементов.

         В1922- 1930 годах была оказана материальная помощь учащимся в виде стипендий. В 1922- 1925 годах она составила в месяц 7 рублей. В1926- 1930 годах для питания 9 рублей, а для одежды годичная стипендия-40 рублей. Стипендия, предназначенная для питания в размере 7-9 рублей была включена для столовой, а оставшиеся деньги выдавались на руки. Те, кто не питался в столовой, получали эти деньги полностью. Годичная стипендия(40 рублей) использовалась для покупки верхней и нижней одежды и обуви. В 1931 году стипендия не выдавалась.

         Школа стала простой, колхозно-молодёжной. Для остро нуждающихся детей был расширен школьный огород для посадки картофеля. От теперешней улицы Труда до озера, шириной в 100 метров, в этом огороде сажали 3 года картофель. С улучшением материальных условий людей эта площадь была уменьшена. Все трудности и радости школа пережила вместе с Родиной.

         В период Великой Отечественной войны школа работала под лозунгом партии: «Всё для фронта, всё для победы!»Школе не хватало топлива, керосина, ламп, тетрадей и учебников. Нередко приходилось заниматься в холодных классных комнатах, а в интернатах готовить уроки при свете керосиновых ламп, которые не имели стекла. По некоторым предметам приходилось из-за отсутствия стабильных учебников искать материалы в 3-4 источниках. Не хватало бумаги, приходилось писать на газетах, листках старых книг. От холода и голода, так как не хватало одежды и питания, многие учащиеся были плохо одеты, им приходилось сидеть в классе в верхней одежде.

         Даже в такие временно трудные дни коллектив учителей школы не испугался трудностей, и, чтобы победить их, находили много в себе силы и настойчивости. Учителя вместе с учащимися сами готовили дрова, в огородах выращивали картофель, работали в колхозах, готовили подарки для фронта. Собирали деньги для строительства самолётов и танков, вели в колхозах культурно-массовую работу. Учащиеся старались хорошо учиться, наладили дисциплину.

         В 1928- 1958 годах в школе работали следующие учителя:

-Салимов Азам Мухлисович;

-Бикбаева Зулейха Шакировна;

-Хусаинов Сагдат Хусаинович;

-Янбаев Махмут Жанович;

-Клызбаева Марзия;

-Терегулов Хусаин;

-Магафуров Аваль;

-Аблаев Асгат;

-Мамлеев Калим;

-Галеев Гата;

-Валитова Зифа;

-Валеева Марьям;

-Алмаев Хажи;

-Габбасова Гульсум Абдрахмановна;

-Гамбарова Мадина;

-Алмаева Ляля Лутфеевна;

-Зудин Александр Андреевич;

-Губанов Владимир Валентинович;

-Нифонтова Анжелина Алексеевна;

-Истамгулов Ш. ;

-Гайнетдинов Низам Гайнетдинович и другие.

         Товарищи Алмаев Хажи, Галеев Г. , Аблаев А. , Магафуров А. , Мамлеев К. были мобилизованы со школы на фронт, для защиты нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. АлмаевХ. , Магафуров А. погибли в боях за Родину. Мамлеев К. , Аблаев А. пропали без вести. Галеев Г. вернулся с фронта инвалидом(без ноги), но вскоре умер от тяжелых ран.

         Учебно-воспитательная работа была основана на марксистско-ленинской теории и выполняла задачи, поставленные партией и правительством. Учителя уважали и верили в силы своих учащихся. Они их учили верить в свои силы и настойчивость, учили быть верными справедливыми.

         Всё это повысило освоение материала, активность и достижение своей силы. Учителя школы к урокам приходили подготовленными, уроки проходили на высоком уровне, где использовали наглядность. В учебно-воспитательной работе показывали себя умелыми, способными специалистами. Они прививали любовь к труду у детей. Работая в колхозах и совхозахрайона, на пришкольном участке, проводя внеклассные мероприятия, участвуя активно в общественной жизни, изучая природу родного края, революционных подвигов, организовывались походы и экскурсии, где было собрано много материала. Собрано много фотоснимков о родине и оформлены альбомы(оставили потомкам на память альбомы).

         В крупные города –Челябинск, Москву, колыбель революции-Ленинград совершили экскурсии. По возвращению из этих городов учащиеся делились памятными подарками, что превращали в традицию школы. Это вызывало восхищение у учащихся и желание всем увидеть Москву!

- Когда же мы увидим Москву?

- Когда же мы поедем в Москву?

         И было много вопросов. Директор школы с улыбкой ответил: «Если будете хорошо учиться, то обязательно поедете». На этом собрании под аплодисменты учащихся экскурсанты запели песню «Моя Москва».

         Это только один эпизод из жизни школы, а таких мероприятий в школе было много. Учительница русского языка и литературы Анжелина Алексеевна Нифонтова увлеклась организацией походов и экскурсий и достигла больших успехов. В школе были организованы встречи с Героем Советского Союза Мурзагалимовым, писателем Акрам Валеем, поэтом Галимовым Салямом, певицей Даутовой, Юнусовым, Хафизовым Дильмухаметом, Хидиятом Сюндюковым, колхозником Бикметовым, бывшими учениками Аблаевым Рафаэлем, участником гражданской войны, партизаном Альпатовым и другими видными людьми.

         Силами учителей и учащихся был организован кружок художественной самодеятельности, с концертами обслуживали тружеников окрестных сел и деревень. Тематический план репертуара был разнообразен, доступен и интересен. Например, показали тяжелую долю крестьянства дореволюционной России, о борьбе с религией, и о социалистическом строительстве. Все это было отражено в пьесах, драмах, комедиях. Большим успехом пользовались драмы Мажита Гафури «Кара юзлярь» («Опозоренные»), Баязита Бикбая «Карлугач»(«Ласточка»), поставленные на сцене клуба поселка Аргаяш в 1956 году. За активное участие в художественной самодеятельности коллектив школы был заснят и показан по Челябинскому телевидению, премирован весь коллектив туристическими путевками в г. Ленинград.

         1925 год. Первый выпуск 7 класса в количестве ___ человек. В течение 1925- 1967 учебных годов было 43 выпуска 7-8 классов. В 1941 году был выпущен первый 10 класс в истории нашей школы. В1967 году уже было 18 выпусков.

         1941 год –первые десятиклассники нашей школы:

1. Бикбулатов Акрам.

2. Гайсин Зиннур (погиб в годы Великой Отечественной войны).

3. Гифранова Карина.

4. Кабирова Нажиба(Юнусова)-контролер кинотеатра «Колос».

5. Фаттахов Ансар(погиб в годы Великой Отечественной войны).

6. Фазылова Мадина.

7. Хабирова Вариса-счётный работник.

8. Халитова Нукар.

9. Черниязов Фархит-бухгалтер колхоза «Урняк».

10. Куляев Рашид.

         Выпускники школы, участники Великой Отечественной войны:

1. Галимов Салям-окончил Уфимский пединститут, будучи слушателем аспирантуры Ленинграда в 1939 году погиб. Уроженец Кунашакского района села Тагиш.

2. Мухамедьяров Хай(Абдулхай)-поэт-лирик, погиб в 1942 году на фронте.

3. Заимов Халик-окончил Московскую консерваторию, сейчас директор Уфимского музыкального училища.

4. Киньябулатова Катиба-писательница, член Союза писателей Башкирии, уроженка села Уразбаево Аргаяшского района.

5. Аблаев Рафаэль-окончил высшее военное училище, сейчас инженер завода в г. Москва, уроженец Бажикаево.

6. Тимербаев Нусрат- управляющий отделением Госбанка поселка Аргаяш, уроженец села Бажикаево.

7. Гибадуллин Мухамадей-бывший директор республиканского музея БАССР, пенсионер, живёт в г. Уфе, уроженец с. Курманово.

8. Хисаметдинов Фасхит-бывший председатель госпартконтроля, уроженец села Аязгулово.

9. Сагитова Фархана-окончила Троицкий зооветинститут, работает зоотехником Аргаяшского совхоза.

10. Каримова Юлия-окончила Уфимский пединститут, ныне инспектор Учалинского районного отдела народного образования, уроженка д. Илимбетово Аргаяшского района.

11. Хаиров Вахит-офицер Советской Армии, окончил военное училище, ныне ответственный работник завода в г. Москва. Уроженец д. Норкино Аргаяшского района.

12. Валеев Зариф-бывший директор средней школы г. Уфа, пенсионер, живет в Уфе.

13. Султанов Мустафа- учитель Кулуевской школы.

14. Байгильдин Хамит-учитель истории Кулуевской средней школы, бывший секретарь Аргаяшского РК ВЛКСМ, председатель райисполкома.

15. Хусаинов Сагдат-директор Курмановской 8-летней школы, бывший учитель Аргаяшской средней школы №2, заведующий районо.

16. Сафуанова Мустафа-окончила педучилище, учитель Курмановской восьмилетней школы.

17. Гарипова Сафура-библиотекарь средней школы №2, заочно учится в Ленинградском институте культуры имени Крупской.

18. Ахметов Агзам-директор Челябинского профтехучилища.

19. Тимиргазин Кадир-доктор горно-геологических наук БАССР, работал председателем Верховного Совета Башкирской АССР.

20. Гафиятуллина Нажин- учитель Сафакулевского района Курганской области.

21. Бикметов Нигамат-бывший редактор журнала «Учитель Башкирии», преподаватель языка и литературы Уфимского пединститута, ныне ответственный работник Башкирского радио. Уроженец деревни Селяево.

22. Валеева Роза-

23. Самигуллина Марфуга – заместитель главного бухгалтера отделения Госбанка п. Аргаяш.

24. Баймурзина Магмура – инженер.

25. Садыков Ганей-инженер, живёт в с. Кулуево.

26. Валеев Хуснулла-летчик, преподаватель летного училища, уроженец с. Кызыл-Буляк.

27. Шамсутдинов Насыр-агроном Кулуевского совхоза.

28. Махмутов Гафиятулла-окончил Троицкий зооветинститут, уроженец с. Ново-Соболево.

29. Галимов Лукман-окончил Башкирский железнодорожный институт, бывший секретарь многих райкомов КПСС и секретарь Верховного Совета Башкирии, ныне пенсионер.

30. Бикбулатов Наиль-окончил аспирантуру, научный работник научно-исследовательского института (из села Булаткино).

31. Янбаев Махмут-учитель Бажикаевской 8-летней школы.

32. Юлдашев Шайхит-бывший учитель, из Усть-Багаряка.

33. Усманова Нагима-окончила пединститут, учитель.

34. Ахмадеев Юнус – заведующий отделом сельского хозяйства газеты «Советская Башкирия», уроженец с. Кунашак.

         В школе хорошо работала партийная организация, которая играла руководящую роль. Сейчас бывшие учащиеся являются проводниками культуры, искусства и примерами в выполнении народно-хозяйственных планов.

 

persdetiЧто ты знаешь о персональных данных?

Ответь на 8 вопросов

Проверь свои знания о персональных данных и их защите.

ПРОЙДИ ТЕСТ

Решаем вместе</div > </div > </div >
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше? </div >
</div > </div > </div >
© 2024. Все права защищены.